Автомодельный спорт. Виды моделей и соревнования. Особенности

Автомодельный спорт ассоциируется у большинства из нас с машинками на пульте управления, которые любит погонять детвора. Однако радиоуправляемый автомоделизм одна составляющая довольно обширной спортивной дисциплины, хотя и наиболее популярная сегодня. Существуют модели автомашин, управляемые иными способами, что влияет на категорию состязаний.

Автомодельный спорт и его особенности

Прежде всего, это технический вид спорта, участвуют в котором автомобильные модели, способные передвигаться под управлением спортсменов.

Как только появились первые автомобили, стали создаваться и их модели. Одна из самых ранних разработок принадлежит Уильяму Мердоку, автомобильному инженеру из Англии. Она представляла собой повозку небольшого размера с паровым двигателем. Она была самоходной, однако управлять ею не представлялось возможным.

Сегодня существует большое количество автомоделей, которые подразделяются на группы по:

  • Типу мотора: бензиновые (калильные) или с электрическим двигателем.
  • Масштабу к оригиналу (от 1:5 до 1:28).
  • Классу;

трассовые (для заездов на специально оборудованных трассах);

внедорожные;

кордовые;

радиоуправляемые;

стендовые не могут самостоятельно ездить, но передают особенности автомобиля-оригинала в очень высокой степени: имеют открывающиеся двери, капот и багажник, с точностью воспроизводят пространство под капотом, интерьер салона, детали ходовой части.

Кроме того, существуют модели мотоциклов и квадроциклов, тракторов, снегоуборочных машин, танков и т.д.

Управление автомоделями в последнее время осуществляется в основном при помощи радиосвязи. На машинку устанавливается антенна, принимающая сигнал, а в руках спортсмена находится пульт управления. В международной классификации они называются Radio Controlled. Эти модели завоевали огромную популярность, поскольку более остальных схожи с настоящими автомобилями.

Представляют интерес также кордовые модели. Управление ими осуществляется при помощи корда тонкого стального троса, прикрепленного одним концом к автомодели, а другим к стержню с вращающейся планкой. Вращая корд, спортсмен разгоняет свою автомашинку, а затем (когда скорость будет достаточной), начинает хронометраж со специальной площадки. При помощи корда могут управляться различные типы моделей: с бензиновыми, калильными двигателями, резиномоторные и электрические. Правда, дистанции для них будут отличаться: для ДВС 0,5 км, для резиномоторных 25 м, для электромобилей 250 м. Металлический трос позволяет автомобилю двигаться ровно, а также ускоряться и сбрасывать скорость при необходимости.

Читайте также:  Как научиться правильно держать планку, варианты выполнения упражнения

Требованиях, которые автомодельный спорт предъявляет к скоростным заездам:

  • Длинная трасса с идеально ровной поверхностью.
  • Движение только прямо.
  • Создание оптимальных условий для старта, разгона и торможения.
  • Безопасность участников и болельщиков.

Все вышеперечисленные условия становятся выполнимы, если организовать круговое движение уменьшенной копии автомобиля. Правда, для этого пришлось прикрепить модель к центру трека тросом 1,5-2 мм толщиной. Трос назвали кордом, аналогичное название получили и сами соревнования. Кстати сказать, кордовый автомодельный спорт возник одним из первых в 30-х гг. 20 в.

Интересен факт, что даже самое качественное дорожное покрытие, в том числе на трассах для гонок класса «Формулы-1», не сравнимо с дорожкой кордодрома. И это неудивительно, ведь диаметр колеса кордовой автомобильной копии составляет всего 50-80 мм, а потому малейшая неровность отражается на скорости ее движения. Покрытию трека уделяется особое внимание: в перерывах между стартами его тщательно моют, очищают и просушивают. Время от времени покрытие кордодрома проверяется специальным оборудованием, в случае необходимости обновляется, проводится шлифовка.

Автомодельный спорт позволяет почувствовать себя участником автогонок при меньших затратах. Ведь известно, что автоспорт весьма дорогое занятие: позволить себе гоночный автомобиль может далеко не каждый, а тем более накладно тюнинговать и ремонтировать его после возможных аварий. Все это становится препятствием для многих спортсменов на пути к цели стать профессиональным гонщиком.

Конструкция моделей в большинстве своем представляет уменьшенную копию реального автомобиля: бензиновый двигатель, коробка передач, полный привод, амортизаторы и многое другое. Скорость, которую они могут развивать, достигает 50-100 км/ч. Учитывая это и массу порядка 3-5 кг, машины могут быть весьма небезопасны. Поэтому они не являются игрушками, предназначены только для тех, кто достиг 14-летнего возраста, и могут использоваться только вне массового скопления людей.

Виды соревнований

Сегодня все состязания по автомодельному спорту проходят под эгидой Международной федерации автомодельного спорта. Она руководит организацией и проведением соревнований, утверждает и изменяет правила заездов с 1977 г.

Международные чемпионаты проводятся один раз в два года и включают в себя следующие виды гонок:

  • Шоссейные. Проводятся в специально оборудованных закрытых помещениях между автомоделями с электрическими моторами, двигателями ДТМ-нитро
  • Багги. Соревнования между внедорожниками, электромобилями с задним и полным приводом и с объемом двигателя не более 3,5 см2.
  • Трассовые. Гонки, в которых автомодели передвигаются по специальным рельсам либо по кордодрому.
Читайте также:  Авиамодельный спорт. Виды и соревнования. Особенности

Состязания на кордодроме сегодня представляют собой гонку по бетонной трассе 20 м в диаметре. Раскруткой модели до необходимой скорости занимается помощник спортсмена, именуемый horser. Он размещается посередине круга. Необходимость присутствия раскрутчика обусловлена тем, что кордовые модели не имеют коробки передач и без посторонней помощи не может развить большие обороты двигателя, либо же может, но за слишком долгое время, несовместимое с продолжительностью гонки. Поэтому модель запускают «с толкача» и разгоняют по треку посредством специального штока, упирающегося в корпус машинки.

Заезды проводятся на скорость, протяженность дистанции составляет 0,5 км (или 8 кругов по кордодрому). Скорость фиксируется в км/ч. В рамках турнира проводится 2-3 заезда, при этом в зачет идет лучший результат. А вот максимальная скорость на состязаниях не фиксируется.

На сегодняшний день наибольшую популярность автомодельный спорт приобрел в Западной Европе, США, Японии. Здесь опыт проведения соревнований уже весьма значителен, и подобными заездами никого не удивишь.

В нашей стране ситуация пока складывается несколько иначе: состязания уменьшенных автомобильных копий остаются диковинными. Чаще всего радиоуправляемые модели машин остаются элементом развлечения, собирая зевак в оживленных общественных местах. Но и у нас автомодельный спорт развивается, организуются региональные турниры и национальные чемпионаты. В ряде городов существуют клубы моделистов, между которыми проводятся состязания для выявления самых сильных спортсменов, которые потом представляют свой регион на всероссийских состязаниях.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом