Автослалом. Правила и особенности. Основные фигуры и плюсы

Автослалом относится к любительским дисциплинам автоспорта. Соревнования подразумевают маневрирование на автомобиле на специальной площадке, размеченной конусами, по заданной схеме. Задача спортсмена выполнить все точно и затратить как можно меньше времени. Состязания по автослалому не зависят от времени года: летом их проводят на асфальте, а зимой на снегу и ледовом покрытии.

Содержание

Историческая справка

Родиной автослалома является Советский Союз, где фигурное маневрирование применялось для подготовки и повышения мастерства водителей. Первые программы обучения были разработаны еще в 1920-х гг. и использовались в автошколах при ОСОАВИАХИМе. После войны автомобилестроение стало активно развиваться, выросло количество гражданских транспортных средств, а потому повысилась и потребность в профессиональных водителях. Преемником ОСОАВИАХИМа стал ДОСААФ, но почти в каждом городе существовали и собственные автомобильные школы. Вскоре стали проводиться соревнования по фигурному вождению. Так и появился автослалом, существующий по сей день. В некоторых странах бывшего СССР до сих пор действуют федерации автослалома.

На Западе аналогом автослалома стал дрифт. Многие элементы, выполняемые в двух этих дисциплинах, полностью идентичны. Однако, в отличие от дрифта, слалом носит не только состязательный характер, но и общеобразовательный. Можно сказать, что европейский дрифт произошел от советского автослалома.

Правила автослалома

Чтобы понять, что такое автослалом, достаточно представить себе автодром, размеченный конусами, с помощью которых задается схема движения машин, и добавить к этому скорость, визг шин, запах паленой резины, а также жажду победы.

Читайте также:  Гладкий бег. Виды и особенности. Польза и противопоказания

Помимо автодрома, для соревнований могут использоваться любые площадки, где отсутствует автотранспортное движение, например, автостоянки или парковки возле супермаркетов. При регистрации каждый участник получает стартовый номер, в соответствии с которыми выходит на старт. Водители выполняют заезды по очереди, но если территория площадки позволяет, могут стартовать одновременно два автомобиля. Такой дрифт называется параллельным. Тот, кто показал лучший результат в параллельном заезде, переходит на следующий соревновательный этап, а проигравший выбывает.

Авто, участвующие в состязаниях, подразделяют на 3 класса:

  • Переднеприводные.
  • Заднеприводные.
  • Полноприводные.

Особенно характерно такое разделение для зимних соревнований, проходящих на льду или снегу.

Вся дистанция разделяется на несколько участков с собственным стартом и финишем. Получив команду, участник начинает движение по площадке через все фигуры согласно установленной схеме. На конечной финишной черте фиксируется итоговое время преодоления всего маршрута. Тот, кто не допустил нарушений техники вождения, схемы движения и затратил меньше всего времени, становится победителем. Выигрывает тот, кто лучше всех прошел маршрут за минимальное время. За опрокинутые фигуры, отклонение от маршрута предусмотрены штрафные санкции. Это может быть добавление к общему времени штрафных секунд либо снятие с соревнований.

Основные фигурыГлавные элементы соревновательной программы известны любому, кто обучался в автошколе. Вот некоторые из них:

  • Змейка. Езда зигзагом между расставленными конусами передним либо задним ходом (по указанию организатора), главная задача спортсмена при этом не задеть ни одного из ограничителей.

  • Параллельная парковка. Заезд в прямоугольник, обозначенный ограничителями, с его широкой стороны.

  • Гараж (бокс). Заезд в прямоугольник задним ходом теперь уже с узкой стороны.

  • Крест. Езда по кругу через ворота из ограничителей, расположенных в форме креста.

Чем полезен автослалом

Современная программа соревнований по фигурному вождению включает в себя все стандартные элементы, а значит, буквально несколько заездов и можно освоить все основные способы управления автомобилем.

Автослалом способствует развитию и совершенствованию следующих умений:

  • Чувство габаритов транспортного средства.
  • Выполнение маневров передним и задним ходом в ограниченном пространстве.
  • Прогнозирование длины тормозного пути.
  • Просчитывание силы тяги ведущих колес.
  • Построение самой рациональной траектории движения.
  • Контроль над автомобилем в движении и его стабилизация.
  • Выполнение разворотов на скорости.
Читайте также:  Прыжки в длину. Виды и особенности. Упражнения и безопасность

Требования к автомобилю и водителю

Поскольку на площадке для автослалома нет твердых ограждений, а развиваемые участниками скорости невелики, то и требования к автомобилям минимальны: это обычные серийные авто, без каких-либо модернизаций и доработок. Для каждых конкретных состязаний организаторами могут устанавливаться дополнительные требования.

Чтобы подготовить машину к заезду, достаточно выполнить совсем немного действий:

  • Проверить давление в колесах (оно должно быть на максимальном уровне, допускаемом производителем) и при необходимости подкачать их.
  • Облегчить автомобиль, убрав из него лишние вещи, а также не заливать перед заездом полный бак топлива.
  • Все, что осталось в салоне (видеорегистратор, бутылки с водой и пр.), как следует закрепить, в противном случае можно получить увечье от удара каким-либо прибором.
  • Проверить исправность всех систем автомобиля, в том числе ремней безопасности и стояночного тормоза, который может пригодиться для преодоления поворотов с меньшим временем.

Участник соревнований, как и любой водитель, должен иметь удостоверение о праве управления транспортными средствами данной категории. Во время заезда обязательно пристегиваться ремнем безопасности, а иногда (по рекомендации организаторов) надевать защитный шлем. Стоит ли говорить, что алкогольное и иные виды опьянений не допустимы.

НачинающимТем, кто только планирует поучаствовать в таких соревнованиях, как автослалом, следует хорошо к этому подготовиться:

  • Изучить и запомнить схему движения, чтобы не допустить отклонения от маршрута и избежать штрафных санкций.
  • Выполнить пробный заезд или хотя-бы пройти дистанцию пешком, дабы выявить наиболее сложные участки.
  • Внимательно смотреть за прохождением трассы другими участниками, чтобы увидеть их ошибки и не допустить их самому.
  • Не отвлекаться на посторонние вещи, чтобы не пропустить свой заезд.

При отсутствии уверенности в собственных силах не стоит сразу пытаться продемонстрировать чудеса управления машиной, например, проходить маршрут в заносе. Как показывает практика, движение обычным вкатыванием, но по оптимальной траектории, приносит лучшие результаты.

Не нужно отчаиваться, если многие элементы из программы автослалома пока не получается выполнить. Участие в заездах повышает профессионализм, а кроме того, приносит моральное удовлетворение. А самое главное, автослалом полностью безопасен контакт автомобилей на площадке исключен, и даже допускаемые участниками ошибки не влекут за собой никаких последствий.

Читайте также:  Характеристики навесного оборудования Shimano Altus, обзор компонентов

Крутые повороты, множество различных разворотов, элегантная змейка на скорости, маневры, выполняемые передним и задним ходом — все это приносит хороший заряд адреналина. А кроме всего этого, такая езда помогает повысить мастерство вождения, развивает организованность и концентрацию.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом