Автотриал. Виды соревнований и автомобилей. Особенности

Человеку свойственно испытывать свои возможности и силу духа, покоряя новые расстояния, высоты и скорости. Это стремление привело к появлению множества экстремальных спортивных дисциплин, которые не менее популярны, чем классические. Одной из таких является автотриал автомобильная гонка, цель спортсменов в которой состоит в преодолении трасс небольшой протяженности в условиях бездорожья, большого числа естественных и искусственных сюрпризов рельефа.

Историческая справка

Понятие триал объединяет собой несколько спортивных дисциплин, связанных с преодолением препятствий различного вида: мототриал, велотриал, автотриал. Возникновение триала относят к 20 в., а Родиной его признаются Соединенные Штаты. Именно там впервые начали гонять на джипах по пустыням, заболоченным местностям, а также карабкаться на внедорожниках по скалам. Гонки по бездорожью получили название джип-триал, а лазание по скалам рок-кроулинг. Соревнования по рок-кроулингу завоевали огромную популярность и, соответственно, привлекли внимание спонсоров. Вместо внедорожников стали использоваться специально сконструированные багги.

У рок-кроулинга и джип-триала есть общие черты: и в одной дисциплине, и в другой перед водителем машины стоит задача за минимальное время преодолеть трассу, изобилующую препятствиями, и пройти в определенной последовательности специально установленные ворота. Однако рок-кроулинг является более сложным: препятствия круче, а штурман находится не в кабине авто, рядом с пилотом, а снаружи, оттуда указывая ему траекторию движения.

В России автотриал получил официальный спортивный статус в начале 21-го в. В 2003 г. прошел первый российский чемпионат, и с тех пор он проводится каждый год, в 4 этапа, с мая месяца по октябрь. Этот спорт доступен и для профессионалов, и для любителей, но пока развивается исключительно в нашей стране и бывших союзных республиках. В европейских странах он представлен как хобби, вид активного отдыха. Хотя иностранные гонщики иногда принимают участие в российских чемпионатах.

Автотриал сегодня

В настоящее время все автомобили, участвующие в соответствующих соревнованиях, подразделяются на несколько классов:

  • Оригинал авто серийного производства, в которых допускаются некоторые изменения в целях повышения безопасности. В этом классе может принять участие любой, у кого имеется собственный внедорожник с размером покрышек 825*275 мм и глубиной протектора не более 16 мм.
  • Стандарт слегка усовершенствованные машины с лифтом кузова, дополнениями подвески в части пружин и рессор и усилением мотора. Допускается размер покрышек 900*320 мм и глубина протектора до 20 мм.
  • Модифайт. Конструкция автомобилей имеет существенные изменения, но тип систем и деталей остается тем же.
  • Промодифайт. Класс предполагает кардинальные изменения технических характеристик транспортного средства. Исключение составляет задний мост.
  • Прототип машины, сконструированные специально для автотриала. Могут содержать любые модификации.
Читайте также:  Городки(Городошный спорт). Виды и особенности. Как играть и правила

Классы Стандарт, Модифайт и Промодифайт являются промежуточными между 1-м и 5-м и различаются количеством разрешенных изменений и модификаций автомобиля.

Основная задача, которую ставит автотриал перед спортсменами за меньшее время и максимально точно, с технической точки зрения, преодолеть все препятствия на трассе.

Всего разновидностей состязаний 3:

  1. Прохождение трассы. На маршруте имеются карьеры, овраги, каменные осыпи и другие природные либо искусственно созданные рельефные препятствия, а также установлены несколько ворот. Их необходимо пройти в заданном порядке, изменять который не разрешается.
  2. Карусельная гонка. Соревнование аналогично автокроссу, проходит по бездорожью с протяженностью круга 1-5 км.
  3. Параллельная гонка. Проходит в виде одновременных заездов по параллельным трассам, при этом используется олимпийская система.

Обычно для проведения соревнований специально оборудуют участки трассы, используя находящиеся неподалеку овраги, ручьи и иные особенности рельефа. При отсутствии таковых маршрут строят искусственно. Например, в Тольятти проложили дистанцию для автотриала по асфальтово-железобетонным джунглям с нагромождением бетонных плит и блоков.

В Российской Федерации существует несколько постоянно действующих трасс, где проводятся турниры:

  • Тверь (карьер у д. Старая Константиновка).
  • Тула (карьер у с. Барсуки).
  • Пущино (СК «Формула триал»).
  • Самара (триалодром в Новосемейкино).

Виды автотриалаВ современном автотриале выделилось 2 направления:

  • Джип-триал.
  • Трак-триал.

Разница между ними заключается в типе используемых транспортных средств. В джип-триале это, соответственно, джипы, а в трак-триале грузовики. Участники проходят препятствия в строго установленном организаторами турнира порядке. Победу одерживает спортсмен, за меньшее время преодолевший большее число преград.

Джип-триал

Автотриал начал свою историю с гонок на джипах. С тех пор правила состязаний изменились, стали жестче, а препятствия значительно усложнились. Хотя при оценке результатов учитывается и скорость, в первую очередь от спортсменов требуются расчетливость и умение совершать маневры на весьма неповоротливых машинах. В такой гонке сложно получить травму, зато застрять в какой-нибудь яме или болоте проще простого. В этом случае выбраться, не прибегая к посторонней помощи, вряд ли получится.

Участники выступают на заводских джипах, соревнуясь в 3 программах: линейная гонка, карусельная и параллельная. Линейная трасса проходит через овраги, карьеры, ее преодолевают в порядке, который обозначен воротами. Состязания по карусели проходят по труднопроходимому маршруту длиной от 50 до 100 км. Стартуют участники все вместе и проходят определенное количество кругов. Побеждает тот, кто уложится в меньшее время. Параллельные заезды проходят по двум аналогичным трассам, победивший переходит на следующий этап соревнований.

Читайте также:  Бодибилдинг. Виды и особенности. польза и противопоказания

Трак-триал

Представляет собой соревновательные заезды на грузовиках все с той же целью преодолеть все препятствия на маршруте.

Ездить на грузовиках по непроходимым дорогам с камнями и поваленными деревьями придумали американцы. Однако наибольшее распространение такой автотриал получил в конце 1990-х и начале 2000-х гг. в Беларуси. Самые известные турниры организовывались в Бронницах, Миассе, Минске. А участниками становились МАЗы, Уралы, КАМАЗы. Задачей спортсменов было пройти рельефные препятствия, ориентируясь на контрольные точки на трассе, и получить как можно меньше штрафных баллов. Однако вскоре проведение состязаний было прекращено в экономике наступил кризис, и содержать грузовой транспорт для спортивных целей стало невыгодным.

В настоящее время трак-триал пользуется популярностью в европейских государствах. На соревнованиях можно увидеть грузовики таких производителей, как Mercedes, MAN, УРАЛ и Зил.

Автотриал на грузовиках намного сложнее джип-триала. На трассах встречаются всевозможные рельефные и искусственно созданные препятствия, которые даже на легковом автомобиле преодолеть непросто, а на грузовом тем более. На старт выходят заводские машины с полным приводом и допустимыми модификациями. В кабине находится два человека: пилот и штурман. Их задача пройти все преграды на маршруте, а также все установленные ворота в заданной последовательности. Подвох заключается в том, что само расположение ворот еще больше усложняет задачу. Побеждает тот, кто преодолел большее количество ворот, затратив на это минимум времени.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом