Байкер-кросс (4X). Соревнования и правила. Велосипед и особенности

Байкер-кросс представляет собой велосипедную гонку между четырьмя участниками по трассе с небольшим уклоном и препятствиями в виде крутых поворотов и трамплинов. Эта дисциплина, еще именуемая 4X, выделилась из маунтинбайка и является довольно молодой. Но ее зрелищность и динамичность заставляет все больше и больше людей вступать в ряды болельщиков. Особенно популярен байкер-кросс в западных странах, где его называют «4 cross». В Соединенных Штатах, где его официальное название mountain cross. Наиболее известным соревнованием в этом виде спорта является «Байкер-супер кросс», в котором участвуют сразу 6 гонщиков в одном заезде по очень сложной трассе.

Байкер-кросс и его правила

Перед состязаниями все участники проходят процедуру регистрации. Затем начинается турнир, включающий в себя несколько этапов:

  • Квалификационный (отборочный) одиночные заезды на время. В полуфинал переходит половина от заявленного количества гонщиков, показавшая наилучшие результаты, из которых формируются четверки.
  • Полуфинал непосредственно байкер-кросс, по результатам которого из каждой четверки в финал переходят 2 гонщика, пришедших к финишу первыми. После полуфинальных заездов предусмотрен перерыв. Те, кто отсеялся в полуфинале, после его окончания встречаются еще раз, разыгрывая между собой 5-8 места.
  • Финал заезды между четырьмя самыми сильными байкерами на выявление победителя.

Перед тем, как выйти на старт, спортсменам разрешается пройти пешком трассу, чтобы осмотреться и изучить особо трудные участки. Только после этого начинается реальная схватка.

Гонка проходит следующим образом. Четверо участников выполняют одновременный старт и движутся по одной трассе протяженностью до 250 м. В ходе заезда допустим некоторый контакт между соперниками, однако он должен быть непреднамеренным и не противоречить принципам честной борьбы. В противном случае предусмотрено наказание. Тем не менее именно это обстоятельство повышает зрелищность соревнований и привлекает зрителей.

Основные этапы гонки представляют собой заезды на выбывание, в каждом из которых участвует группа из четырех байкеров. Расстановка производится в соответствии с турнирной таблицей и таким образом, чтобы сильнейшие встречались только в финальном этапе. Главная задача каждого спортсмена прийти к финишу первым. Даже если кто-либо из гонщиков упал с велосипеда в процессе прохождения дистанции, борьба между оставшимися соперниками продолжается.

Читайте также:  Маунтинбайк. Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение

Трасса

Для соревнований 4X оборудуются трассы большой ширины, чтобы все четверо участников могли свободно маневрировать и обгонять друг друга. Обычно используются умеренные склоны, изобилующие ландшафтными препятствиями в виде естественных возвышений, уступов, насыпей, спусков, гребней, поворотов, ровных отрезков и т.п. При недостатке таковых они могут оборудоваться искусственным путем. Единственное, чего не должно быть на маршруте, это подъемы, поскольку для их преодоления спортсменам придется усиленно педалировать.

Байкер-кросс требует от спортсменов хороших скоростных качеств и отличной реакции на изменения трассы. Большое значение имеет старт, поскольку тому, кто сразу набрал достаточную скорость, проще удерживать лидирующую позицию вплоть до финиша. Кроме того, большое значение имеет хороший велосипед, жесткий и покладистый, соответствующий определенным техническим характеристикам.

Велосипед для байкер-кросса

Считается, что оптимальным вариантом для соревнований формата 4X является хардтейл велосипед без заднего амортизатора (хотя на отдельных видах трасс могут применяться и двухподвесные агрегаты). У такого агрегата слегка уменьшена верхняя труба, имеются укороченные перья сзади, а вилка жесткая, срабатывающая лишь при особенно жестких приземлениях. В конструкции велосипеда могут использоваться элементы агрегатов для кросс-кантри или циклокросса (например, переключатели и тормоза). Но в целом вся его геометрия направлена на то, чтобы максимально увеличить маневренность и скоростные характеристики.

Стабильность байка достигается за счет большого расстояния между колесами и занижения центра тяжести. Важное значение также имеют легкая алюминиевая подвеска, накатистые покрышки и наличие контактных педалей.

Общий вес байка не должен превышать 13 кг.  На легком велосипеде проще преодолевать все трудности трассы, которыми изобилует байкер-кросс. Это же требование относится и к разного рода навесному оборудованию оно не должно быть легким и в то же время удароустойчивым.

Рассмотрим отдельно особенности некоторых элементов конструкции байка.

Рама

Для 4X соревнований лучше всего подойдет короткая рама. Среди двухподвесов наиболее подходящим с этой точки зрения выступает Gt distortion. Если выбирать среди хардтейлов, то необходимыми характеристиками обладают рамы торговых марок Rampage, YetY и Santa Cruz jackal.

Колеса

В отношении колес выбор должен быть основан на навыках езды. Тому, кто только постигает азы 4X-гонки, вполне подойдут более дешевые варианты типа Dartmoor или CODE. Профессионалы, для которых байкер-кросс выступает основным занятием, предпочитают более дорогую торговую марку Mavic.

Читайте также:  Акваланг. Виды и работа. Устройство и как выбрать. Особенности

Покрышки

Здесь важно обратить внимание на следующий момент: новичкам необходимы строго одинаковые покрышки на обоих колесах, потому что сложная трасса не место для экспериментов. А вот тот, кто занимается экстремальной ездой уже давно, может позволить себе разные: с небольшим протектором на переднем колесе и шипованную на заднем. Что касается торговых марок, опытные гонщики рекомендуют Cross Mark, Maxxis и Larsen TT.

Большое значение на соревнованиях имеет защитное обмундирование, которое состоит из шлема, очков, наколенников и налокотников. Оно является обязательным для каждого участника, поскольку уберегает его от травм в случае возможного падения с велосипеда на большой скорости. А вот рюкзаки и прочего рода принадлежности не нужны заезд продолжается не более двух минут. Лишние вещи способны только увеличить общую массу.

Байкер-кросс требует от спортсменов хорошей подготовленности, как спортивной, так и технической. Навыки езды на велосипеде должны быть мастерскими, поскольку гонщикам приходится обгонять друг друга на трассе, при этом еще и преодолевая разнообразные препятствия, прыгая с трамплинов и т.п. Нет ничего удивительного в том, что травмы очень часты, а мелкие в виде ушибов и ссадин практически неизбежны. Хорошее знание техники не только увеличит шансы на успех, но и поможет избежать серьезных увечий.

Байкер-кросс очень динамичный и эффектный велосипедный спорт. Хочется верить, что он будет развиваться в нашей стране так же, как за рубежом. Тем более, что строить трассы для 4X-соревнований намного дешевле, чем для ряда других велосипедных дисциплин.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом