Биг-эйр. Трасса и трамплины. Прыжки и особенности

Спорт явление не стационарное, а постоянно развивающееся. В нем возникают все новые направления, появляются разновидности тех или иных дисциплин. Одни остаются любительскими, другие выходят на профессиональный уровень. Ко второй категории относится биг-эйр один из видов сноубординга. Соревнования по нему очень зрелищны и собирают огромное количество болельщиков.

Историческая справка

Точная дата появления биг-эйра не установлена, но трюки на доске стали выполнять в 1960-х гг., сразу после ее изобретения. В 1994 г. были организованы первые состязания под названием FIS Snowboard World Cup. В 2003 г. новый вид спорта вошел в программу X-Games крупнейшего чемпионата США по экстремальным дисциплинам. Однако до 2010 г. биг-эйр не получил места ни в одном официальном первенстве. И лишь в указанном году был представлен на Чемпионате мира по сноуборду ФИС.

В 2015 г. по решению МОК новый вид фристайла получил Олимпийский статус. В качестве таковых первые состязания имели место на Олимпиаде в Южной Корее в 2018 г. Женщины и мужчины соревновались отдельно друг от друга.

Сегодня Кубок мира по биг-эйру проводится каждый год. На нем спортсмены борются за Хрустальный глобус. В 2007, 2008 и 2009 гг. его финальный этап принимала Москва. Трассы и трамплины были оборудованы на Воробьевых горах, у здания МГУ.

Что такое биг-эйр

Большой полет именно так называют выступления по биг-эйру. И это не случайно. Спортсменам требуется достичь в прыжке заданной высоты (до 20 м) и проделать определенное расстояние (25-30 м). При этом они еще и выполняют в воздухе головокружительные трюки. В некоторых соревнованиях виды (или вид) трюков регламентируются заранее. Это позволяет унифицировать процедуру оценки выступлений, установить единые требования к амплитуде, технике прыжка и приземления. Спортсмену приходится очень тщательно просчитывать свой прыжок, чтобы он соответствовал установленным требованиям и был красивым.

Биг-эйр представляет огромный интерес для зрителей. К началу турнира оборудуются специальная трасса и трамплин. Трамплины имеют разборную конструкцию, что позволяет проводить первенства не только на склонах, но и в закрытых помещениях. А искусственный снег, которым их покрывают, создает полную аналогию с естественным горным рельефом.

Читайте также:  Топ лучших комплексов упражнений с эластичной лентой для всего тела

Трасса и трамплины

Трюки в биг-эйр участники турнира всегда демонстрируют в прыжке. А потому выступление состоит из трех фаз: разгона, непосредственно прыжка с выполнением акробатического элемента и приземления.

Трасса состоит из нескольких участков:

  • Разгон. На нем спортсмен начинает движение по трассе. Он находится на некотором возвышении (39 градусов) и имеет протяженность 35 м. Высота и крутизна разгона обеспечивают высоту и дальность полета.
  • Транзит. Это участок трассы непосредственно перед трамплином. Он абсолютно плоский и позволяет сноубордисту скорректировать скорость перед прыжком.
  • Сам трамплин, или кикер. Он может быть различной формы, которая определяет траекторию движения райдера.
  • Стол область полета, т. е. участок, который сноубордист преодолевает по воздуху.
  • Приземление. Наклонный отрезок большой ширины. Такая площадь обеспечивает безопасное приземление, в том числе если в полете траектория движения несколько изменилась.
  • Торможение. Плоский участок, на котором происходит полная остановка.

Виды и характеристики трамплинов

Биг-эйр предполагает демонстрацию очень сложных акробатических элементов. Поэтому предусмотрены любительские и профессиональные кикеры.

Любительские имеют следующие характеристики:

  • Треугольная форма.
  • Небольшая высота (1-5 м).
  • Дальность полета до 10 м.
  • Число выполняемых элементов не более двух.

Профессиональные трамплины намного больше и имеют разные конструкции. Самый большой в мире кикер имеет высоту 39 м. Профессиональные кикеры подразделяются на:

  • Step up конструкции, в которых участок для приземления расположен выше самого трамплина.
  • Step down зона приземления ниже кикера.
  • Классическим считается Big Air Jump. Он имеет большой перепад между точкой, с которой райдер прыгает, и местом, куда он приземляется.

Существуют также и другие разновидности:

  1. Gap. Между трамплином и участком для приземления находится яма (гэп), откуда и название. Такая конструкция часто используется в закрытых помещениях.
  2. Tablebot. Кикер в форме пирамиды, в котором трамплин и выкат (участок для торможения) находятся на одной высоте.
  3. Roller. Конструкция с почти сплошным столом, или с небольшим гэпом.
  4. Spine. Участок для приземления следует сразу за трамплином. Стол очень короткий либо его нет совсем.

Конструкции категории step up, а также кикер gap признаются самыми опасными. Спортсмену необходима отточенная техника, поскольку ему предстоит рассчитать не только скорость движения, но и высоту прыжка, позволит ему безопасно приземлиться.

Читайте также:  Формула. Виды и особенности. Правила соревнований и безопасности

Биг-эйр устанавливает определенные требования к трамплинам. В частности, снежное покрытие на них должно быть хорошо утрамбованным, а поверхность ровной и широкой, чтобы повысить безопасность выполнения акробатических элементов.

Немного о прыжках

В большинстве случаев сноубордисты сами выбирают те комбинации, которые будут показывать: сальто, вращения, захват доски в воздухе. За исключением соревнований, где выполнение тех или иных элементов предусмотрено регламентом. В любом случае главная задача спортсмена продемонстрировать эффектный, технически правильный прыжок с чистым приземлением.

Чтобы выступление было безопасным, необходимы постоянная отработка техники и специальная защитная экипировка. До того, как райдеры начинают выполнять прыжки самостоятельно, они долгое время тренируются под руководством опытных тренеров. Выполняя любой трюк, спортсмен должен иметь представление о правильном положении тела и о том, как распределяется его вес при отталкивании от трамплина и в состоянии свободного полета. Отрываясь от кикера, нужно правильно перенести вес тела, чтобы безопасно выполнить пируэт.

Но несмотря на экстремальность, занятия биг-эйр редко сопровождаются травмами и увечьями. Главное, грамотно подойти к процессу овладения техникой. Начинают обучение на простом треугольном трамплине, где на небольшой скорости разучивают пару трюков. Постепенно движения усложняют, вводят комбинации. И только потом переходят на профессиональные кикеры.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом