Бобслей. Сани и трасса. Экипировка и особенности

Бобслей очень зрелищный спорт, представляющий собой спуск на санях по ледяной трассе на скорость. Санки для бобслея именуются бобами (от английского «bob» неловкое движение). Несмотря на название, маневренность болидов никак не позволяет считать их неуклюжими.

Историческая справка

Родиной этого спорта, как и множества других зимних видов, стала Швейцария. Именно здесь были сконструированы сани для скоростного спуска, а в 1897 г. в г. Сан-Морица начал свою работу первый в мире клуб любителей бобслея.

Вскоре бобслей зашагал по планете. Первыми переняли забаву шотландцев немцы и австрийцы. Здесь организовывались специальные курорты, где туристы могли покататься на санях с рулевым механизмом. В 1904 г. в продаже появились бобы, и уже через 4 года в Англии и Германии появились профессионалы, которые представили страны на международных состязаниях.

В 1923 г бобслей был признан официальным спортом и была организована Международная Федерация. А спустя 10 лет он вошел в программу Олимпиады и дебютировал на зимних Играх в Лэйк Плэсиде.

Что представляет собой бобслейТурниры по скоростному спуску немыслимы без:

  • Экипажа.
  • Боба.
  • Трассы.

Экипаж это команда из 2-4 человек. В их задачи входит управление болидом, торможение и прибавление веса бобу. Боб санки, имеющие обтекаемую форму и гладкие полозья, что позволяет развивать большую скорость на спуске (до 130 км/ч). Трасса представляет собой бетонный желоб с ледовым покрытием.

Первое, что необходимо бобслеисту смелость и развитое чувство баланса. Однако это не единственное требование. Болид весит очень много больше 100 кг, и спортсмены приводят его в движение собственными силами, без каких-либо приспособлений, а затем запрыгивают в него. Для этого нужно обладать выносливостью и иметь опыт в других спортивных дисциплинах (например, в легкой и тяжелой атлетике). Ведь помимо того, чтобы быстро съехать вниз и не потерять равновесие, нужно продемонстрировать навыки в беге, прыжках и поднятии веса.

Бобслей довольно дорогой вид спорта. Расходы на строительство и оборудование трассы, а также на изготовление боба и перевозку экипажей может обойтись в миллион евро. Немалое внимание уделяется и обмундированию спортсменов. Формой бобслеиста выступает специальный костюм с аэродинамическими свойствами, уменьшающими сопротивление воздуха при спуске.

Читайте также:  Популярные техники завязывания шнурков, как выбрать подходящий способ

Кроме того, такая одежда:

  • Пропускает воздух, препятствуя возникновению парникового эффекта.
  • Сохраняет тепло, ведь внутри желоба поддерживается низкая температура для поддержания льда в определенном состоянии.
  • Не продувается, что очень важно при движении на высоких скоростях.
  • Не ограничивает движений. Управление болидом и бег при разгоне будут невозможны из-за тесных или неприспособленных к размахам рук курток.

Обязательным элементом снаряжения является шлем с забралом, ведь болиды могут иногда переворачиваться. Пилот, управляющий бобом, надевает перчатки для лучшего контакта с кольцами. Кроме того, все члены команды носят ботинки с шиповкой, поскольку без сцепления со льдом сдвинуть сани с места не получится.

Бобслейная гонка начинается со старта. Для этого предназначен прямой и широкий участок трассы, на котором члены экипажа толкают и разгоняют боб. На старте спортсменам нужно бежать с максимально возможной скоростью, ведь только так можно передать бобу нужное ускорение. В целом на разгон саней уходит около 6 сек. Даже доли секунды здесь имеют большое значение, поскольку позволяют получить преимущество и прийти к финишу первым.

Придав бобу необходимую скорость, экипаж запрыгивает в него (сначала пилот, а самым последним брейкман) и сгибают спины для достижения лучшей аэродинамики. Начинается непосредственно спуск. На этом этапе многое зависит от пилота и от силы притяжения. Пилоту следует найти идеальную линию спуска и точно вести по ней болид вниз. Другие члены экипажа помогают ему, смещая на поворотах свой вес.

Победу одерживает команда, пришедшая к финишу первой. Помимо умелых действий экипажа, на получение первенства влияет и боб, точнее, его конструкция. Он должен использовать физические силы для набора скорости и гасить воздействие силы трения и силы сопротивления воздуха, замедляющих его движение.

Конструкция боба

Болид имеет форму сигары и устанавливается на стальное шасси. Внутри имеются места для экипажа, руль и рычаг тормоза.

Боб оснащается также полозьями. Их две пары с разным назначением:

  • Задние полозья стационарные и нужны для поддержания равновесия.
  • Передние подвижные и обеспечивают маневренность.

Бобы бывают двух- и четырехместными. Чем больше человек вмещает в себя болид, тем больше его масса и размер. Существуют также моно бобы, предназначенные только для пилота. Они используются в молодежных турнирах.

Читайте также:  Отличия самых дорогих кроссовок в мире, топ женских и мужских моделей

В длину двухместные сани составляют 2,7 м, а в ширину 0,67 м. Правилами соревнований установлена предельно допустимая масса агрегата 165 кг, а самого экипажа 200 кг. Четырехместный боб имеет 3,8 м в длину, 0,67 м в ширину, вес не более 230 кг, а масса всего экипажа не более 400 кг.

Как оборудуются трассы

Бобслей предполагает строительство специальных трасс для проведения соревнований. Они представляют собой желоба из железобетона, покрытые искусственным льдом. Длина варьирует от 1,5 до 2 км, а перепад высот от 130 до 150 м. На трассе обязательно должны присутствовать повороты и виражи радиусом не менее 8 м. Имеются также участки для разгона и финиша.

Внутри желобов размещается холодильная система, необходимая для поддержания температуры льда. Она представляет собой трубки с хладагентом, проложенные на протяжении всей трассы.

Одним из важнейших элементов конструкции является днище желоба, поскольку на него ложится немалый вес от болидов и их экипажей. Выполняется оно также из железобетона.

По бокам желоба обязательно устанавливаются металлические борта. На них монтируют датчики движения, фиксирующие местонахождение боба с точностью до доли секунды. Благодаря этому команды-противники получают информацию друг о друге на протяжении всего заезда. На борта устанавливаются и камеры, с помощью которых отслеживается техника движения экипажей.

Желобов всего 2 для двух болидов, расположенные параллельно друг другу. Они обязаны отвечать следующим требованиям:

  • Иметь равные участки для разгона.
  • Оснащаться одинаковым числом виражей с одинаковой сложностью. Повороты могут быть зеркальными, т.е. один экипаж уходит налево, а другой направо.
  • Иметь финишную площадку и датчики для отслеживания движения.

При строительстве трасс обязательно должны соблюдаться все установленные правила и требования которые предполагает бобслей, ведь от этот зависит не только качество гонки, но и здоровье спортсменов. Если борта будут низкими, а повороты слишком крутыми, то возрастет риск переворота болида или вылета его за пределы дистанции, а это сопряжено с получением увечий.

В последние годы при оборудовании трасс используются некоторые нововведения. Они не обязательны, и применяются скорее в качестве эксперимента. Вот основные из них:

  • Светодиодная прослойка между бетоном и слоем льда. Она создает дополнительное освещение трассы и предоставляет дополнительную траекторию движения.
  • Вторая труба с трассой внутри. Она обеспечивает обдува извне и оптимальную температуру снаружи. Такая конструкция имеет существенный недостаток: она исключает параллельные заезды двух болидов.
Читайте также:  Варминтинг. Особенности и нюансы. Снаряжение

Что запрещено в бобслее

Правилами проведения соревнований предусмотрены запреты, при нарушении которых экипаж подлежит дисквалификации:

  • Запрещено выполнять спуск без защитных шлемов. Это обусловлено требованиями безопасности. В случае, если боб перевернется или вылетит с трассы по непредсказуемой траектории, получение ударов внутри него неизбежно, в том числе головой. Шлемы производятся из карбона, обладающего высокой прочностью. Он смягчает удары и помогает предотвратить серьезные травмы.
  • Не разрешается наносить на шлемы и болиды несогласованную рекламу. Подобные вопросы обсуждаются заранее между организаторами и участниками соревнований.
  • Нельзя подогревать полозья боба. Такой метод позволяет быстрее разогнаться и, как следствие, получить более высокий результат. Подобный прецедент имел место на Играх 2006 г. в Турине в использовании такой несанкционированной технологии обвинили немецкую сборную. Теперь все полозья производятся из одной и той же стали, и на каждое из них наносится определенный серийный номер. Скользящую поверхность экипажи обрабатывают самостоятельно. И здесь имеется один разрешенный прием: при помощи шлифовки несколько изменить форму полозьев, чтобы увеличить скорость движения боба.

Таким образом, бобслей это высокоскоростной вид спорта, подразумевающий слаженные действия экипажа. Конструкция болида и профессионализм команды залог победы. В заездах соперников отделяют друг от друга доли секунды, а первенство достается тому, кто смог выбрать правильную траекторию движения и управляет более технически совершенным болидом.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом