Даунхилл в переводе с английского означает вниз с холма. Это одна из разновидностей экстремального велосипедного спорта, подразумевающая собой скоростной спуск по горному склону с преодолением трамплинов, поворотов и прочих препятствий.
При такой несложной сути даунхилл сопряжен со значительными опасностями. Скорость, которую развивает спортсмен, достигает 40 км/ч, а средний показатель перепада высот равен 80 м. Поэтому подобное занятие подходит лишь для гонщиков-профессионалов, виртуозно владеющим техникой управления велосипедом и обладающим отличной физической формой. Да и они зачастую получают травмы в виде синяков, ссадин и переломов. Кроме того, тот, кто занимается даунхиллом, должен обладать большой силой и выносливостью, ведь на организм при таком спуске ложатся огромные нагрузки. Да и сам велосипед весит почти 20 кг.
Историческая справка
Впервые гонка в дисциплине даунхилл состоялась в 1976 г. в г. Фэйрфакс, штат Калифорния. Для нее была оборудована трасса, получившая название Repack Road вследствие того, что после спуска по ней подшипники велосипедов практически приходили в негодность.
В то время в гонках участвовали два вида байков:
- «Неуклюжие».
- «Велосипеды почтальона».
И те, и другие были оборудованы ножной тормозной системой и имели баллонные покрышки низкого давления.
Спустя 3 года после первой гонки, ее организаторы и участники Чарли Келли и Гари Фишер открыли совместное предприятие, производившее маунтинбайки горные велосипеды. В результате название маунтинбайк стало именем отдельной спортивной дисциплины.
Горные велосипеды пользовались большим спросом, особенно в 1980-х гг. А специальные байки, предназначенные для даунхилла, поступили в массовое производство в 90-х гг. Их конструкция включала множество инноваций: двойную корону амортизационной вилки, дисковые тормоза, задний амортизатор.
Большое значение для развития дисциплины имел первый чемпионат UCI Mountain Bike Championship, состоявшийся в 1990 г. в г. Дуранго (Колорадо). С него можно вести отсчет крупных соревнований. На даунхилл стали обращать внимание профессионалы из других велосипедных дисциплин, многие даже перешли в него.
Особенности
Вначале следует сказать о трассе. Традиционно для скоростного спуска используется склон большой протяженности с различными естественными препятствиями, как то:
- Ямы.
- Каменные насыпи.
- Корни деревьев.
- Резкие повороты.
Дополнительно он может быть оборудован искусственными преградами. Перепады высот при этом варьируют от 0,5 до 2 км.
Даунхилл может иметь место и в городских условиях. В этом случае трассой выступает весь городской рельеф: автомобильное шоссе, тротуары, ступеньки. Средняя скорость гонщика на спуске равняется 36 км/ч, а максимальное значение достигает 60.
Необходимое снаряжение
Обмундирование гонщика это не только атрибут соревнований, но и обязательное условие для защиты здоровья, а порой и жизни. Правильно подобранная амуниция способна уберечь спортсмена от серьезных увечий.
Снаряжение для даунхилла включает:
- Шлем типа «фулл-фейс», защищающий лицо, голову и челюсть велосипедиста.
- Широкие очки, предотвращающие попадание в глаза пыли, мелкого мусора и насекомых.
- Специальные перчатки. Их задача отводить влагу и защищать кисти рук.
- Велосипедный костюм со специальными шортами типа памперс для удобной посадки, а также наколенниками и налокотниками, уберегающими от травм при падениях.
- Щитки для ног, препятствующие попаданию под костюм мелких камней.
- Кроссовки с жесткой подошвой.
Велосипед для даунхилла
Тот же самый горный, но имеющий определенные особенности, связанные со спецификой скоростного спуска:
- Рама особой геометрии, усиленная в самых важных углах. Это связано с тем, что гонщик на велосипеде много прыгает через препятствия. Материал изготовления рамы алюминий, сталь, титан.
- Передняя подвеска с диапазоном до 20 см, а задняя до 25 см, что смягчает удары во время езды. Амортизированная вилка имеет одну или две короны.
- Широкие усиленные обода колес диаметром 26 дюймов. Такие колеса очень прочные, устойчивые и, соответственно, тяжелые. Чтобы повысить безопасность обода, его оснащают множеством спиц.
Некоторые профессиональные гонщики предпочитают байки с колесами по 29 дюймов, именуемые найнерами. Их достоинства в следующем:
- Широкие покрышки с агрессивным узором протектора. Это обеспечивает надежную сцепку колес с поверхностью.
- Широкий руль, облегчающий управление агрегатом.
- Гидравлические дисковые тормоза, обеспечивающие надежное и безопасное торможение.
Ключевые навыки для даунхиллера
Всех, кто смотрит на несущегося по склону гонщика и думает: Я тоже так смогу придется разочароваться. Мастерство скоростного спуска приобретается годами. Важно не только уметь управлять байком, но и правильно дышать, правильно крутить педали, а также рационально распределять вес своего тела.
Тем, кто пожелал освоить даунхилл, могут пригодиться рекомендации опытных гонщиков:
- Прежде всего следует научиться быстро съезжать вниз без рывков и постоянного дергания тормозной ручки.
- Приближаясь к препятствию, не нужно напрягать руки и плечи, это поможет уберечь позвоночник.
- Необходимо освоить правильную технику регулировки скорости (ее увеличение на повороте) и постановки ног на педали. Включать пониженную передачу следует медленно, не останавливая велосипед, а повышенную, наоборот, быстро. Навыки переключения скоростей должны быть отработаны до автоматизма. Если слишком медленно выбирать подходящую передачу, то можно не успеть адаптироваться к быстро меняющимся дорожным условиям.
- Необходимо правильно выполнять торможение. Так, на повороте можно увеличить скорость, слегка притормаживая задний тормоз.
- Чтобы не потерять контроль над своим транспортным средством, нужно всегда держать на тормозной ручке оба пальца.
Как освоить даунхилл
Для этого придется долго упорно работать. Трудности начнутся еще на подъеме к месту старта, ведь необходимо взобраться на велосипеде в гору, правильно дышать и при этом должным образом смещать вес тела. А там будет поджидать не менее трудный экстремальный спуск.
Как правило, на первых порах начинающие даунхиллеры делают одни и те же ошибки часто сцепляют тормоза и рывками сползают по склону. Руки потеют, онемевают, что затрудняет управление байком. Поэтому первый навык, который необходимо приобрести на тренировках научиться правильно и быстро ехать вниз по склону. Он вырабатывается только в результате систематических тренировок. Со временем получаться будет все лучше и лучше: вхождение в поворот сделается быстрее, а ноги будут стоять на педалях в верном положении опущенная нога с внешней стороны поворота.
Начинающему необходимо запомнить на всю свою жизнь: начинать тренировки нужно на обкатанных трассах и только в сухую погоду. Чтобы ездить по мокрому склону, требуется быть асом даунхилла, иметь навыки, позволяющие не только виртуозно преодолевать препятствия, но и оказаться у подножия целым и невредимым.
Первые спуски лучше осуществлять с не слишком высоких и крутых холмов. Так новичку проще учиться притормаживать и оценивать свои возможности. Тем более, что без падений все равно обойтись не получится. Главное, сделать это падение максимально безопасным. Профессиональные трассы очень сложные, на них есть очень крутые спуски и отвесные участки, для преодоления которых нужно прыгать. Новичку это пока не под силу, поэтому рисковать не стоит, даже ради шампанского.
Даунхилл для начинающих сопряжен с феноменом, именуемым фактором страха. В этом нет ничего постыдного, недаром говорят, что ничего не боятся лишь дураки. Страх естественен и обусловлен природным инстинктом самосохранения. Но спортсмену-экстремалу необходимо научиться управлять этим чувством и контролировать его. Универсального способа победить свой страх не существует, каждый индивидуально работает в этом направлении. Однако совсем забывать про страх не стоит, чтобы не пополнить ряды погибших и покалеченных.
Сегодня даунхилл – один из популярнейших видов велосипедного спорта. В ряды гонщиков-экстремалов входят не только мускулистые парни, но и хрупкие девушки, не только 20-летняя молодежь, но и люди среднего возраста. Вероятно, что-то есть притягательное в том, чтобы лететь навстречу ветру с крутой горы. Но главные спутники, о которых нельзя забывать это осторожность, постепенность и систематические тренировки.