Драйвинг. Виды и особенности. Правила и соревнования

Драйвинг в переводе с английского означает управление. В конном спорте этим термином называют состязания экипажей с 1, 2 или 4 лошадями в упряжке. Управление упряжкой осуществляют двое: драйвер и грум, его помощник. Задача последнего поддерживать равновесие экипажа, указывать дорогу, помогать драйверу входить в повороты.

Как развивался драйвинг

Лошадиные упряжки с древних времен используются человеком для перевозки грузов и пассажиров. Первые телеги появились еще за 2000 лет до нашей эры. Они прикреплялись прямо к осям и были не вполне удобны, и все же помогали человеку облегчить жизнь.

Древние персы передвигались в закрытых повозках на четырех колесах, в которые запрягали 4-х коней. Такие экипажи использовались и в быту, и на войне. В мирное время и лошадей, и повозку украшали пышным убранством.

Гонки на колесницах существовали еще в Древней Греции и входили в программу Олимпиады. Четырехколесные экипажи имелись и в Древнем Риме: их использовали для перевозки людей и различных вещей. А вот колесницы на двух колесах применялись в исключительных случаях на триумфальных парадах после одержанных военных побед.

В средневековье больше распространена была езда верхом, причем ею занимались и рыцари, и дамы. Повозки и экипажи применялись редко, в основном, представителями королевских семей и знати.

В 17 в. в Германии была сконструирована двухместная карета со стеклянными окнами. Ее создание приурочили ко дню вступления в брак короля Фердинанда III и Марии Испанской. Но еще раньше, в конце 16 в., подобная карета появилась в Швеции. Постепенно езда в упряжках стала распространяться по Европе.

В России испокон веков лошади использовались повсеместно: в крестьянстве, в армии, в светском кругу. На охоте, на поле брани, в хозяйстве человек не мог обойтись без верного друга коняги. Народные праздники и гуляния также сопровождались ездой на тройках, украшенных лентами и колокольчиками. Представители царских семей передвигались на шикарных каретах, запряженной двумя, четырьмя или шестью лошадьми. В нашей стране в 19 в. была выведена орловская порода рысистых скакунов, которая получила признание не только в России, но и в Европе. Ценятся они и в настоящее время, участвуют в состязаниях и получают призовые места.

Читайте также:  Тонкости освоения скандинавской ходьбы и подбора для нее экипировки

В 20 в. экипажи в России прекратили свое существование как вид транспорта, уступив место автомобилям. Как вид спорта драйвинг у нас развит не был: в эпоху СССР все светское было не в чести, а гонки упряжек имеют в себе черты аристократичности, не пригодной для рабочего класса. Лишь в 1998 г. в Москве начала свою работу Ассоциация драйвинга, а через год в Тверской области были организованы первые состязания упряжек. Немного времени спустя наши спортсмены (С. Минский и Т. Шведова) отправились на зарубежный турнир, но увы, до финиша дойти им не удалось.

В настоящее время по уровню своего развития отечественный и зарубежный драйвинг отличаются друг от друга. В европейских государствах такие состязания очень популярны, в России же проводятся не чаще двух раз в год. Не получает эта дисциплина и достаточного финансирования спортсмены сами покупают за рубежом экипажи для участия в гонках. И все же ежегодно проводится Кубок России по драйвингу, число участников которого увеличивается год за годом.

ВидыДрайвинг подразделяется на несколько видов в зависимости от числа лошадей, участвующих в состязании:

  • Одиночная упряжка соревнования экипажей с одной лошадью.

  • Парная гонки повозок, запряженных двойкой. Скакунов располагают рядом, и они вместе тянут экипаж.

  • Тандем. Редко встречающийся вид состязаний, который в нашей стране пока отсутствует совсем. Лошади запрягаются одна за другой. Одна из них при этом задает направление движения, а вторая прикладывает основное усилие по перемещению экипажа.

  • Четверики. В упряжке участвуют, соответственно, 4 скакуна, расположенные попарно. Управлять таким экипажем сложно, но такой драйвинг самый зрелищный, особенно любимый в Европе. В России такие состязания пока еще не проводятся.

Как проходят состязанияДрайвинг предполагает проведение соревнований по трем программам:

  • Дрессаж езда на манеже.
  • Марафон гонки по пересеченной местности.
  • Паркур преодоление дистанции с препятствиями в виде конусов.

Победа достается тому, кто получил на всех трех этапах меньше всего штрафных баллов.

Дрессаж

Другое название программы Соревнование А. Проходит на манеже размером 40 х 100 м, покрытом травой. Задача участников продемонстрировать слаженность движений лошадей в упряжке в процессе фигурной езды. Животные должны чутко реагировать на любую команду, отдаваемую при помощи вожжей. Подавать лошадям голосовые сигналы запрещается.

Читайте также:  Баланс борд. Виды и назначение. Как выбрать и особенности

Судьи оценивают также точность управления, общий контроль за упряжкой, костюмы наездников и внешний вид экипажа. Выезжать на манеж необходимо строго в головном уборе и фартуке, иначе будут начислены штрафные баллы.

Главную роль в дрессаже играет драйвер, а точнее, его хлыст. Других средств подачи команд лошадям попросту нет. Отсутствие хлыста влечет присуждение штрафных очков. А вот грумы здесь не так важны: они просто присутствуют и дополняют образ, а также устраняют различные неполадки в упряжи, возникающие в процессе выступления. Спешивание грумов без причины наказывается штрафными очками.

Еще одно из требований дрессажа выполнение экипажей под старину или выдерживание их в заданном организаторами стиле. На них должны быть установлены фонари и задний свет, сиденье для грума. Колес может быть 2 или 4, как железных, так и с резиновым покрытием, а размер колеи должен составлять 138 см.

Марафон

Пожалуй, самый увлекательный дайвинг. Именуется также Соревнование В. Здесь оцениваются пригодность, выносливость и натренированность лошадей, а также профессионализм команды.

Дистанция в марафоне подразделяется на 5 участков:

  1. Кросс по пересеченной местности в темпе аллюра со скоростью около 15 км/ч. Протяженность участка 7 км. Наблюдатели, расположенные на маршруте, следят за правильностью техники его прохождения.
  2. Движение по ровной трассе без спусков и подъемов, длина которой 0,8-1 км. Скорость на этом участке равна 7 км/ч. По его окончании участникам полагается 10-минутный перерыв, а лошадей осматривает ветеринар.
  3. Скоростная трасса длиной 4 км, по которой участники движутся рысью, разгоняясь до 19 км/ч. Здесь также нет ни спусков, ни подъемов.
  4. Аналогичный второму, после его преодоления предусмотрен перерыв, а кони отправляются на врачебный осмотр.
  5. Самый длинный и зрелищный участок. Его длина равна 9 км, участники движутся со скоростью 14 км/ч, преодолевая 5-8 препятствий.

Каждый участок маршрута необходимо преодолеть за установленное время. Те, кто не укладывается в норму, подлежит дисквалификации.

Экипажи, участвующие в марафоне, имеют 4 колеса (ширина колеи 125 см) и обязательно оборудуются сиденьем для грума (а в четвериках двух грумов). Красоте оформления повозок уделяется меньше внимания, нежели их прочности и маневренности. Не так важны и костюмы: одежда может быть любой, но головной убор и хлыст никто не отменял.

Читайте также:  Каякинг. Виды и снаряжение. Безопасность и особенности

В марафоне грум более важен, чем в дрессаже: он направляет драйвера по дистанции, заблаговременно оповещает его о ландшафтных изменениях, контролирует время и скорость движения, откренивает повозку на поворотах, чтобы она не перевернулась. Это непростые задачи, тем более, что выполняются одновременно.

Паркур

Третья программа, или Соревнование С. Представляет собой испытание физической формы скакунов, их гибкости и подчиняемости. Оценивается также профессионализм наездников.

Паркур-драйвинг проходит на поле размером 120 х 70 м с травяным покрытием. На нем размещено порядка 20 пар препятствий. Они выполнены в виде конусов, между которыми нужно проехать по определенному маршруту. Фигуры имею высоту в 30 см и при задевании опрокидываются. Используются также комбинированные препятствия серпантины, мосты, загоны, имеющие 40-60 м в высоту. Проехать между конусами здесь очень сложно, поскольку они стоят близко друг к другу, а лошади движутся галопом.

Именно в этой программе состязаний часто меняется обозначившийся лидер, что еще больше накаляет страсти среди болельщиков.

Паркур выступает завершающим этапом состязаний, после чего подсчитываются очки, награждаются победители и проводится парад.

Таким образом, драйвинг – это соревнования конных упряжек с экипажем, проходящие по принципу троеборья. Турниры проходят в течение трех дней: сначала дрессаж, затем марафон и, наконец, паркур. Не стоит путать эту дисциплину с конными бегами, гонками на колесницах или русских тройках. Это совершенно иной вид состязаний, не менее зрелищный и азартный.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом