Эндуро. Экипировка и техника. Соревнования и экипировка

Эндуро среди дисциплин мотоспорта занимает особое место, объединяя почитателей мотоциклов и бездорожья. Заниматься им могут не только профессионалы, стремящиеся к победе в состязаниях, но и любители, желающие проверить на выносливость себя и своего железного коня. Заезды проводятся на длинных дистанциях, изобилующих разнообразными естественными препятствиями: песчаными и глиняными участками, горными дорогами, небольшими водоемами, наваленными деревьями, а порой и просто грязью. Неудивительно, что такие соревнования становятся самым ярким впечатлением для любого байкера.

Содержание

История развития спорта

Появление эндуро неразрывно связано с мотокроссом, который поначалу проводили на пересеченной местности. Постепенно соревнования по мотокроссу стали проходить на замкнутых, специально оборудованных трассах, но многих мотоциклистов больше привлекала езда по сложным рельефам, нежели скоростная гонка по треку. Так и появилось направление эндуро, в основу которого легло стремление человека покорить природную среду. В переводе на русский язык endurance означает выносливость.

Родиной первых соревновательных заездов стала Великобритания, и ее же байкеры стали бесспорными победителями. Турнир имел такой успех, что дисциплина вскоре получил признание Международной федерации мотоспорта, а соревнования стали проходить регулярно под ее эгидой. Но свое официальное название дисциплина получила лишь в 1981 г.

Бурное развитие дисциплины пришлось на начало 20-го столетия. В ходе соревнований тестировались на скорость и выносливость мотоциклы разных производителей, поэтому обязательным правилом гонки стало то, чтобы компания, выпускающая мототехнику, и спортсмен были из одного и того же государства. Это условие просуществовало вплоть до 2-й Мировой войны.

В 1924 г. Федерацией был учрежден специальный приз за победу в международном чемпионате серебряный кубок. Изменились и правила: отныне участвовать в соревнованиях спортсмены могли на любых мотоциклах, а не только тех, что производились у них на родине.

Читайте также:  Характеристики лучших налобных фонарей, обзор популярных моделей

Самым популярным состязанием, существующим вплоть до настоящего времени, стало Международное шестидневное Эндуро. Первый раз оно было организовано еще в 1913 г. и именовалось триалом. Эта гонка была командной, где выступали национальные сборные. С тех пор формат соревнований изменился и в его основу легло испытание силы духа спортсмена и надежности его техники. Сегодня Шестидневное остается сложнейшим заездом, который требует от гонщика не только профессиональных навыков управления мотоциклом, но и знаний в области конструкции своего байк и его особенностей. И это неудивительно: соревнования длятся целых 6 дней, и в течение этого времени придется не только эксплуатировать мотоцикл на пределе его возможностей, но и обслуживать его, проводить необходимый ремонт.

С 2001 г. в нашей стране проводится национальный чемпионат. Его этапы проходят в разных регионах и длятся не более двух дней каждый. Заезды осуществляются по кругу, и на каждом из кругов гонщики преодолевают скоростные повороты, трамплины, водные препятствия и иные естественные и специально созданные преграды. При этом движение должно происходить на максимальной скорости. Это очень зрелищный чемпионат, собирающий огромное количество болельщиков.

Помимо всероссийского чемпионата организуются и другие состязания, в которых могут принять участие не только профессионалы, но и начинающие гонщики. К ним можно отнести гонку Шустрая Белка, которая традиционно проходит в Карелии, а также многоэтапный турнир Буйные есть?.

Современный эндуро

В отличие от прочих мотодисциплин трасса отличается высокой сложностью. Маршрут протяженностью от 15 до 60 км прокладывается на пересеченной местности, изобилующей естественными преградами и сложными дорожными условиями вплоть до полного отсутствия таковых. Состязания могут проводиться и на специально подготовленных треках. Обычно для этого используется стадион, дорожки которого покрываются песком или грунтом и оборудуются препятствиями: лужами, грязью, насыпями камней и наваленными бревнами.

В состязаниях на открытой местности гонщикам предлагается преодолеть различные участки, отличающиеся по сложности:

  • Узкие лесные тропинки.
  • Горные подъемы и крутые спуски.
  • Различные дорожные покрытия.
  • Скоростные трассы.
  • Бездорожье.
  • Эндуро парки специально оборудованные площадки с большим количеством искусственных препятствий.

Все турниры проводятся в 2 этапа, по одному дню на каждый, причем общее время соревнований не превышает 7 ч. 30 мин. в день. Победителем состязаний становится спортсмен, набравший максимальное количество баллов в сумме за два этапа. При наличии равенства очков призером признается гонщик, получивший больше всего баллов во втором этапе.

Читайте также:  Рекомендации по освоению обратных скручиваний на пресс, частые ошибки

Задача участника соревнований пройти установленное количество кругов за минимальное время. Протяженность одного круга не менее 40 км. Число кругов и порядок старта определяется организаторами гонки. Одновременно в заезде могут участвовать 1-4 человека. Средняя скорость на трассе не должна быть больше 50 км/ч.

К трассам для соревнований предъявляются особые требования. В первую очередь, они должны быть проходимы для любого мотоцикла и в любую погоду. Кроме того, за 72 ч до гонки проводится оценка трассы, результаты которой оформляются специальным актом. Непроверенные трассы не могут использоваться для заездов. Схема движения по маршруту публикуется в месте проведения соревнований. Иные маршруты использовать запрещается. При подготовке трассы организаторы должны соблюдать требования защиты окружающей среды, в особенности лесов и сельскохозяйственных угодий.

Эндуро – очень многочисленное направление, включающее большое число подвидов:

  • Кросс-кантри – почти аналог эндуро, но маршрут для него состоит только из специальных участков.
  • Кросс – соревнования с элементами мототриала, которое проходит на стадионе с установленными на нем искусственными преградами.
  • Экстремальное – езда по трассам с особо сложными условиями или полному бездорожью.
  • Спринт – заезд по дистанции вне дорог общего пользования. Участники делают всего один круг, стартуя по очереди через каждые 30 сек.

Мотоциклы

Мототехника, используемая в данном виде спорта, эволюционировала на протяжении долгого времени. В отличие от других дисциплин, требующих от техники настолько специфических характеристик (например, отсутствия тормозов), что полностью исключает возможность использования ее в обычной жизни, среди мотоциклов есть такие, которые вполне могут эксплуатироваться на дорогах.

Современные байки подразделяются на 3 группы, все вместе именуемые внедорожными мотоциклами:

  • Хард.
  • Софт.
  • Туристические.

Хард

Эти байки зачастую приравнивают к кроссовым. Они на самом деле имеют большое сходство, однако не аналогичны полностью. Главная отличительная особенность жесткая ходовая, отличающаяся высокой прочностью. Следующая фишка хард-байка пластиковый корпус, значительно уменьшающий вес техники. Это очень важно, поскольку в ходе гонки спортсмен выдерживает колоссальные физические нагрузки, и здесь на счету каждый килограмм. Кроме того, эти мотоциклы обладают самым мощным двигателем. Эту особенность можно считать как достоинством, так и недостатком, ведь ресурс двигателя измеряется моточасами, и чем выше мощность, тем чаще приходится его обслуживать.

Софт

Иначе его именуют байком двойного назначения, поскольку на нем можно и по бездорожью промчаться, и с комфортом доехать по асфальту до какого-либо природного объекта. Софт эндуро может использоваться не только для состязаний, но и для активного отдыха, выездов на рыбалку, а также в сельской местности. А с учетом особенностей отечественных дорог его можно считать оптимальным гражданским мотоциклом, поскольку отлично выдерживает ямы и выбоины без особого вреда для подвески.

Читайте также:  Пляжный футбол. Игра и правила. Инвентарь и особенности

Туристические

Название говорит само за себя это техника, наиболее подходящая для путешественников. Неудивительно, что она пользуется и особым спросом. Даже если мотопоход не предполагает преодоления иных участков, кроме асфальтированных, перемещаться на туристическом эндуро на большие расстояния наиболее удобно. Они мощные, оснащены объемным мотором и надежной подвеской. На них можно перевозить большое количество багажа, а также брать с собой пассажира. Все это никак не отражается ни на скорости байка, ни на его управляемости.

Для такой техники предусмотрено большое количество вспомогательного оборудования, повышающего комфорт на трассе: защитные дуги, кофры, свет, ветровые стекла, навигационное оборудование и др.

Единственный недостаток большой вес, который усложняет эксплуатацию туристического байка в условия бездорожья.

Снаряжение спортсмена

Эндуро — весьма опасная дисциплина мотоспорта. Поэтому особое внимание уделяется защитной экипировке гонщика. Все участники заездов обязательно должны носить шлем и не снимать его, даже ненадолго покидая байк. Ведь если забыть об этом снаряжении, последствия могут оказаться трагическими.

Следующее по важности — защита тела и конечностей. Одежда должна быть выполнена из прочного материала, выдерживающего высокую нагрузку на разрыв. Шея, грудь и спина должны быть защищены, на руки и ноги надеваются специальные налокотники и наколенники. На соревнованиях можно увидеть гонщиков, которые носят на конечностях защиту, напоминающую рыцарские доспехи.

Третий элемент обмундирования — ботинки, высокие, крепкие и комфортные. Они должны защищать ногу от сдавливания, прямых и боковых ударов. Ботинки обычно оснащаются специальными фиксирующимися застежками, за счет которых мотоботы в любой момент легко расстегиваются и снимаются.

Учитывая особенности эндуро, нельзя не сказать о физической подготовке спортсмена. Она должна включать в себя развитие силы, выносливости и гибкости. Поэтому перед тем, как сесть на мотоцикл, начинающим рекомендуется заняться плаванием, ездой на велосипеде и бегом по пересеченной местности. Зимой оптимальным вариантом станут лыжи и бобслей. А еще неплохо позаниматься гимнастикой это рекомендуют и тренеры, и спортивные врачи как обязательную составляющую программы подготовки к соревнованиям.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом