Формула. Виды и особенности. Правила соревнований и безопасности

Формула одно из самых известных соревнований в автомобильном спорте. Представляет собой мировой чемпионат по кольцевым гонкам и проходит в несколько этапов, именуемых гран-при. В рамках чемпионата предусмотрены как командный, так и личный зачет. В первом случае экипаж получает Кубок конструкторов высшую награду, а во втором пилоту присваивается титул Чемпиона мира.

Содержание

Как появилась Формула

Произошло это в 1930-х гг., когда автомобильная промышленность стала бурно развиваться. И в Советском Союзе, и за рубежом проводилось большое количество соревнований. У нас это были, в основном, автопробеги, а в странах Европы чемпионат Гран-при и Чемпионат мира авто конструкторов. В этот период были разработаны и первые правила автогонок. Но ввести их в действие не пришлось началась Вторая мировая.

По новым правилам состязания прошли лишь в 1947 г., когда сформировалась Международная федерация автоспорта. Вот основные положения регламента:

  • К состязаниям не допускались спортсмены из Германии.
  • Участие в гонках принимали авто производства Италии с объемом двигателя 1,5 л. и Франции с объемом двигателя 4,5 л.

Технические характеристики транспортных средств, принятые в рамках нового свода правил, получили название Формула-1. Аналогичным образом стали называть и саму гонку.

В 1948-50 гг. Формула расширилась: появились Формула-2 и 3. Подразделялись эти соревнования по своему статусу: Ф-1 стала мировым чемпионатом, Ф-2 континентальным, а Ф-3 национальным. Соответственно, различались и классы автомобилей-участников для каждой из Формул.

Однако на практике Ф-1 так и не стала чемпионатом мира ФИА, поскольку ее машины принимали участие и в других соревнованиях. Эта ситуация разрешилась только в 1980 г., когда был составлен Договор согласия. Этот документ устанавливал, что автогонки Формулы–1 отныне будут проходить только в рамках мирового чемпионата. Это позволило ФИА получить права на распоряжение средствами от проведения состязаний.

Читайте также:  Доска виндсерфинга. Виды и устройство. Как выбрать и оборудование

Золотым веком в эпохе автогонок считается 1980-2000 гг. Машины массово оснащались турбодвигателями мощностью более 1300 л.с., а также электроникой и компьютерной техникой разного вида. Однако и то, и другое со временем было запрещено. Турбомоторы в разы увеличили опасность машин на трассе: нередко гонки сопровождались авариями и летальными исходами и среди пилотов, и даже среди болельщиков. А компьютерные системы слишком облегчали работу водителей.

С 1984 г. наметились главные лидеры Формулы: команды Ferrari, Williams, McLaren и Benetton (ныне Renault). Им принадлежали все призовые места в мировых чемпионатах как в личном, так и в командном зачетах.

ФИА часто видоизменяла и дополняла правила гонок, чтобы сохранить их остроту и в то же время обеспечить безопасность. Это вызывало недовольство команд и конфликты с ФИА, продолжавшиеся вплоть до 2010 г., когда наконец-то стороны пришли к соглашению.

Сегодня Формула признается престижнейшей гонкой в мире. Ее нередко называют вершиной автомобильного спорта. На трассу выходят только самые совершенные авто, а наблюдать за состязаниями приходят тысячи зрителей.

Правила гонкиФормула 1 проводится в 3 этапа:

  1. Свободные заезды. Необходимы для того, чтобы пилоты ознакомились с трассой и подготовились к последующим этапам.
  2. Квалификация. Используется для того, чтобы распределить стартовые позиции. В заездах принимают участие все пилоты. Те, кто занял 7 последних мест, снимаются с соревнований, а лучшие получают 10 первых мест на старте.
  3. Гонка. Финал соревнований, самый важный этап, на котором определяется победитель. Перед заездами пилоты выполняют разогревочный круг, а затем выстраиваются на старте в порядке, определенном в ходе квалификационных заездов, с заведенными двигателями. Протяженность дистанции составляет 300 км (50-70 кругов), на ее преодоление предоставляется не более 2 ч. В процессе гонки не разрешается доливать в бак топливо, а вот менять резину и поврежденные детали можно. Для этого на трассе оборудуются специальные пит-лейны ответвления трассы с боксами.

Победу в гонке одерживает пилот, пришедший к финишу первым. Ему начисляется определенное количество очков, которое прибавляется к сумме баллов, полученных на других гонках Формулы. Всего призовых мест в чемпионате 3. В честь победителя звучит гимн страны, к которой принадлежит клуб, выставивший пилота на состязания.

Читайте также:  Рейтинг видов тренажеров для дома, которые люди покупают, но не пользуются

В рамках одного чемпионата команда вправе выставлять до 4 гонщиков, каждый из которых обязательно должен иметь супер лицензию ФИА.

Болиды

Свое название гоночные автомобили получили в 1980-х гг. Технические требования, предъявляемые к ним, установлены правилами и должны строго соблюдаться.

От каждой команды на старт выходят 2 болида, прошедшие краш-тест, и 2 пилота. Краш-тест представляет собой испытание на ударопрочность. Автомобиль с манекеном в кабине разгоняют внешним мотором и искусственно создают аварийную ситуацию (например, столкновение с бетонной стеной). За каждое повреждение манекена с машины снимаются баллы, число оставшихся определяет безопасность болида и возможность участия в гонке.

Современный гоночный болид изготавливается из углепластика. Его высота до 95 см, ширина до 180 см, а вес вместе с пилотом от 600 кг. Он оснащается 2 парами колес диаметром до 66 см, выходящими за пределы корпуса, и передним приводом. Управление машиной происходит при помощи руля, педалей газа и тормоза.

Бак для топлива должен быть пожаробезопасным. Поэтому материалом изготовления выступает резина, а внутри устанавливаются специальные ячейки. Бак располагается между двигателем и пилотом.

К участию в соревнованиях допускаются болиды с двигателями на 8 и 10 цилиндров, имеющими объем 2,4-3 л. и мощность до 770 л.с., без турбонаддува.

Подвеска авто должна быть пружинящей, а сиденье пилота выниматься вместе с пилотом. Болиды, представленные от одной команды, должны быть оформлены одинаково.

Шины для болидов выпускает только одна компания Pirelli. Такой подход снижает затраты на производство и тестирование. В течение одной гонки, которая длится 3 дня, каждый пилот может использовать до 11 комплектов покрышек для сухого покрытия, 3 для дождя и 4 промежуточных.

Спецификация шин обозначается надписями следующих цветов:

  • Красный – мягкие.
  • Белый средней жесткости.
  • Оранжевый жесткие.

Каждый участник обязан применить на соревновании и жесткие, и мягкие покрышки. А цветные надписи позволяют контролировать соблюдение этого правила.

Правила безопасности

Были пересмотрены в 1994 г, причиной этому послужил трагический случай смерть одного из участников на трассе. С того времени Формула оснащается специальными противоаварийными системами. Болиды оснащаются дугами безопасности позади кабины пилота, а боковины корпуса приподнимаются. Предусмотрена специальная система для защиты шейного отдела и головы гонщика, а одежда и обувь выполняется только из негорючих материалов. Во время гонки пилот обязательно пристегивается ремнями безопасности, конструкция которых позволяет снять их и покинуть авто в течение 5 сек.

При возникновении ситуации, ставящей в опасность жизнь и здоровье участников гонки, болельщиков и иных лиц, гонка останавливается. При этом включается красный свет на светофоре и выставляются красные флаги. Гонщики выстраиваются в том же порядке, что и на старте, а те, кто не смог подъехать к красному флагу из-за дорожной ситуации, после возобновления гонки начинают движение с места остановки.

Читайте также:  Велоодежда. Виды и устройство. Как выбрать. Плюсы и минусы

Если гонка остановлена и происходит расчистка трассы, участники должны следовать указаниям маршалов представителей организаторов соревнований. Как только опасность устранена, соревнование возобновляется. При остановке гонки на первых двух кругах, старт считается недействительным. Если на момент остановки участниками было проделано более 75% маршрута, объявляется окончание гонки. Результаты участников при этом определяют по местонахождению авто на момент остановки.

Если приостановить гонку не представляется возможным, на трассу выезжает машина безопасности пейс-кар. При этом участники сбрасывают скорость и выстраиваются за этой машиной, поддерживая дистанцию. Обгонять пейс-кар и другие болиды запрещается, если на это не было прямого распоряжения. Можно обгонять автомобили, находящиеся в пит-лейне.

Когда безопасность на дороге восстановлена, включается зеленый свет светофора и выставляются флаги зеленого цвета, сигнализирующие о возобновлении состязания. Пейс-кар при этом гасит оранжевые сигналы и уходит с дистанции в конце круга. Гонщики, которые на момент возобновления гонки оказались между лидером и пейс-каром, имеют право обогнать машину безопасности.

Следует отметить, что Формула-1 не является самой скоростной правила жестко ограничивают скорость болидов в целях повышения безопасности. Поэтому конструкторы год за годом трудятся над усовершенствованием конструкций авто, улучшая аэродинамику и тормозные системы для достижения превосходства на трассе.

Как стать пилотом Формулы

Установлено, что в процессе гонки пульс водителя болида составляет 180 уд/мин, а на квалификационном заезде достигает 230. Это огромные нагрузки, которые не под силу обычному, неподготовленному человеку. Движение и маневрирование на высокой скорости, максимальная концентрация, умение моментально оценивать изменяющуюся дорожную ситуацию вот основные навыки пилота Формулы-1.

Как правило, путь гонщика начинается на картодроме. Это самая первая, наиболее безопасная Формула. Здесь юные спортсмены учатся управлять гоночным автомобилем и пробуют свои силы на треке. Те, кто занимается картингом профессионально, со временем выходят на национальные, а затем на международные чемпионаты, где участвуют машины с одинаковыми техническими характеристиками и одержать первенство можно только за счет собственного мастерства. Победа в национальных и континентальных заездах и есть путь к участию в королевской гонке Формуле-1.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом