Гит (велоспорт) — это индивидуальная гонка на треке, главным показателем в которой выступает время преодоления дистанции. Участники стартуют с места или с ходу, и цель каждого из них прийти к финишу за наименьший временной интервал, поддерживая максимально возможную скорость. Сегодня гит не входит в программу Олимпийских Игр, соревнования по нему проходят в формате национальных и международных чемпионатов.
Историческая справка
Гит одна из дисциплин олимпийского омниума вплоть до 2016 г. Наряду с ним в велосипедное многоборье включены:
- Спринт на 1 км.
- Индивидуальная гонка на 4 км.
- Командная гонка.
Состязания на велотреке начинаются именно с гита. В России эта разновидность гонки является особенно популярной еще с 1928 г., когда она вошла в состав Всесоюзной спартакиады. Большой вклад в развитие гита внесли мастера велоспорта СССР А.А. Куприянов и В.Л. Батаен. А в 1960 г. отечественный гонщик Р. Варгашкин стал бронзовым призером на XVII Олимпийских играх. А вот получить золото на Олимпиаде нашим спортсменам, к сожалению, пока не удалось.
Тем не менее истории российского гита известно множество ярких имен. Например, Э. Рапп из Омска дважды стал чемпионом мира в гите на 1000 м. Были также Александр Аганов из Тулы, Василий Кудряшов из Ашхабада, Янис Ренфельд из Риги и другие гонщики, одержавшие победу во многих международных соревнованиях. Был также установлен рекорд СССР, составивший 1.08 мин., в то время как победитель Чемпионата мира 1975 г. немец Х. Грюнке показал результат 1.08 мин. 30 с.
Современный российский гит также характеризуется успехами и достижениями. Так, в августе 2009 г. Питер стал принимающей стороной чемпионата России, для чего был оборудован новый велотрек. В 2017 г. отечественная гонщица Дарья Шмелева одержала победу на Чемпионате мира, проходившем в Гонконге, показав результат в 33,282 с. Третье место в том же чемпионате завоевала еще одна российская спортсменка Анастасия Войнова. А в 2019 г. Дарья Шмелева вновь стала золотым призером Чемпионата мира в Польше в гите на 0,5 км. Ее результат составил 33,012 с, она обошла Елену Старикову (Украина) и Каарле Маккалох (Австралия). А в августе текущего года в Омске прошло первенство России по трековому велоспорту. В гите на 1 км победу одержали спортсмены Тульской области.
Что представляет собой гит
Классический гит — это гонка на велотреке на 1 км (мужчины) либо на 0,5 км (женщины). Состязания включают в себя 2 этапа:
- Квалификация с общим стартом для отбора в финальные заезды 8 участников с лучшими результатами.
- Финал с индивидуальным стартом, где и определяется победитель.
Другой разновидностью выступает гит на 200 м. Такие заезды предназначены для отбора спортсменов-участников спринтерской гонки. Стартуют участники все вместе, а на финише места распределяются по времени прохождения последних 100 м трека. При наличии одинаковых результатов и невозможности установить время места определяются с помощью жеребьевки.
Правила гонки
Стартовые позиции участников определяются судьями. Каждый последующий спортсмен выходит на старт сразу же после того, как предыдущий начал движение.
Гит на 200 м предусматривает специальную дистанцию для разгона, которая зависит от протяженности самого трека:
- При длине трека до 250 м на разгон отводится 3,5 круга.
- При треке длиной 285,71 м 3 круга.
- На велотреке в 333,33 м 2,5 круга.
- На треке протяженностью более 400 м 2 круга.
В гите единоразово допускается повторный старт, если гонщик пострадал в результате инцидента (падения или поломки велосипеда), а также в случае фальстарта. Тот, кто повторно допустил фальстарт или снова стал жертвой инцидента в квалификационной гонке, снимаются с соревнований. Если такое произошло в финальном заезде, спортсмен проигрывает.
Тактика в гите
Для того, чтобы победить в гите, основной тактикой спортсмена должно стать регулирование своих усилий на протяжении всей дистанции. Наиболее важно выбрать правильную скорость в процессе разгона и поддерживать ее до самой финишной черты. Даже небольшой просчет способен навсегда отдалить от победы, поскольку гонщик очень ограничен во времени: на старт и разгон (около 340 м) в среднем отводится до 25 сек., а затем ускорение поддерживается на заданном уровне. Гит по своей физиологической характеристике для спортсмена признается работой на максимальной интенсивности. Для этого необходимы и скоростные навыки, и выносливость спринтера.
В индивидуальной гонке выделяется 2 главных тактических приема:
- Спортсмен в процессе разгона не наращивает темп до максимально возможного, в результате чего дольше может поддерживать высокую скорость на финальном участке велотрека. Но для этого необходимы отличная выносливость и натренированные, емкие легкие.
- Гонщик на небольшом разгоночном участке развивает предельно возможную скорость. Он раньше начинает терять темп, однако скорость при этом сохраняется. Этот прием основан на том, что утомление наступает на одном и том же отрезке дистанции 500-700 м. и не зависит от того, как были произведены старт и разгон.
Для победы в гите спортсмену необходимы природная скорость, опыт, а также постоянные тренировки. Как правило, за сезон гонщики выполняют не менее 100 заездов, проезжая при этом 15-17 тыс. км.
Профессионалов отличает наличие следующих умений:
- Мастерское владение техникой педалирования.
- Правильная аэродинамическая посадка.
- Сильный разгон, позволяющий набрать скорость на первых 150 м с минимальными усилиями.
- Чередование рывков с расслаблениями в нужный момент.
- Поддержание требуемой скорости на протяжении всей дистанции.
Спортсмену важно также знать требуемые технические характеристики своего велосипеда, поддерживать необходимое давление в покрышках с учетом особенностей резины, качества трекового покрытия, жесткости колес и массы собственного тела.
Основные технические ошибки, которые чаще всего допускаются гонщиками в гите:
- Неумение использовать попутные потоки воздуха и группироваться против ветра.
- Отсутствие замены передач с учетом погодных условий и собственных физических возможностей.
- Нарушение графика прохождения трека, нецелесообразное первышение скорости в первой части дистанции.
Немалую роль играет и одежда гонщика. Предпочтение отдается специальному велосипедному костюму, поскольку он улучшает аэродинамические характеристики и помогает бороться с сопротивлением воздуха.
Иногда при подготовке к решающему заезду бывает полезно потренироваться на новом треке, адаптироваться к нему. Важна и психологическая подготовка, особенно в том случае, если спортсмен стартует последним. Ведь в ожидании своего заезда он переживает огромное психологическое напряжение, а результаты, показанные соперниками, вызывают необходимость постоянно корректировать свой собственный график прохождения дистанции.
И тренеры, и гонщики знают, что при подготовке к соревнованиям, особенно международного уровня, не бывает мелочей ведь в данной дисциплине разрыв между соперниками порой бывает ничтожным не более доли секунды.