Гит (велоспорт). Правила и тактика. Соревнования и особенности

Гит (велоспорт) — это индивидуальная гонка на треке, главным показателем в которой выступает время преодоления дистанции. Участники стартуют с места или с ходу, и цель каждого из них прийти к финишу за наименьший временной интервал, поддерживая максимально возможную скорость. Сегодня гит не входит в программу Олимпийских Игр, соревнования по нему проходят в формате национальных и международных чемпионатов.

Историческая справка

Гит одна из дисциплин олимпийского омниума вплоть до 2016 г. Наряду с ним в велосипедное многоборье включены:

  • Спринт на 1 км.
  • Индивидуальная гонка на 4 км.
  • Командная гонка.

Состязания на велотреке начинаются именно с гита. В России эта разновидность гонки является особенно популярной еще с 1928 г., когда она вошла в состав Всесоюзной спартакиады. Большой вклад в развитие гита внесли мастера велоспорта СССР А.А. Куприянов и В.Л. Батаен. А в 1960 г. отечественный гонщик Р. Варгашкин стал бронзовым призером на XVII Олимпийских играх. А вот получить золото на Олимпиаде нашим спортсменам, к сожалению, пока не удалось.

Тем не менее истории российского гита известно множество ярких имен. Например, Э. Рапп из Омска дважды стал чемпионом мира в гите на 1000 м. Были также Александр Аганов из Тулы, Василий Кудряшов из Ашхабада, Янис Ренфельд из Риги и другие гонщики, одержавшие победу во многих международных соревнованиях. Был также установлен рекорд СССР, составивший 1.08 мин., в то время как победитель Чемпионата мира 1975 г. немец Х. Грюнке показал результат 1.08 мин. 30 с.

Современный российский гит также характеризуется успехами и достижениями. Так, в августе 2009 г. Питер стал принимающей стороной чемпионата России, для чего был оборудован новый велотрек. В 2017 г. отечественная гонщица Дарья Шмелева одержала победу на Чемпионате мира, проходившем в Гонконге, показав результат в 33,282 с. Третье место в том же чемпионате завоевала еще одна российская спортсменка Анастасия Войнова. А в 2019 г. Дарья Шмелева вновь стала золотым призером Чемпионата мира в Польше в гите на 0,5 км. Ее результат составил 33,012 с, она обошла Елену Старикову (Украина) и Каарле Маккалох (Австралия). А в августе текущего года в Омске прошло первенство России по трековому велоспорту. В гите на 1 км победу одержали спортсмены Тульской области.

Читайте также:  Снаряжение для сплавов. Виды и особенности. Комплект и материалы

Что представляет собой гит

Классический гит — это гонка на велотреке на 1 км (мужчины) либо на 0,5 км (женщины). Состязания включают в себя 2 этапа:

  1. Квалификация с общим стартом для отбора в финальные заезды 8 участников с лучшими результатами.
  2. Финал с индивидуальным стартом, где и определяется победитель.

Другой разновидностью выступает гит на 200 м. Такие заезды предназначены для отбора спортсменов-участников спринтерской гонки. Стартуют участники все вместе, а на финише места распределяются по времени прохождения последних 100 м трека. При наличии одинаковых результатов и невозможности установить время места определяются с помощью жеребьевки.

Правила гонки

Стартовые позиции участников определяются судьями. Каждый последующий спортсмен выходит на старт сразу же после того, как предыдущий начал движение.

Гит на 200 м предусматривает специальную дистанцию для разгона, которая зависит от протяженности самого трека:

  • При длине трека до 250 м на разгон отводится 3,5 круга.
  • При треке длиной 285,71 м 3 круга.
  • На велотреке в 333,33 м 2,5 круга.
  • На треке протяженностью более 400 м 2 круга.

В гите единоразово допускается повторный старт, если гонщик пострадал в результате инцидента (падения или поломки велосипеда), а также в случае фальстарта. Тот, кто повторно допустил фальстарт или снова стал жертвой инцидента в квалификационной гонке, снимаются с соревнований. Если такое произошло в финальном заезде, спортсмен проигрывает.

Тактика в гите

Для того, чтобы победить в гите, основной тактикой спортсмена должно стать регулирование своих усилий на протяжении всей дистанции. Наиболее важно выбрать правильную скорость в процессе разгона и поддерживать ее до самой финишной черты. Даже небольшой просчет способен навсегда отдалить от победы, поскольку гонщик очень ограничен во времени: на старт и разгон (около 340 м) в среднем отводится до 25 сек., а затем ускорение поддерживается на заданном уровне. Гит по своей физиологической характеристике для спортсмена признается работой на максимальной интенсивности. Для этого необходимы и скоростные навыки, и выносливость спринтера.

В индивидуальной гонке выделяется 2 главных тактических приема:

  1. Спортсмен в процессе разгона не наращивает темп до максимально возможного, в результате чего дольше может поддерживать высокую скорость на финальном участке велотрека. Но для этого необходимы отличная выносливость и натренированные, емкие легкие.
  2. Гонщик на небольшом разгоночном участке развивает предельно возможную скорость. Он раньше начинает терять темп, однако скорость при этом сохраняется. Этот прием основан на том, что утомление наступает на одном и том же отрезке дистанции 500-700 м. и не зависит от того, как были произведены старт и разгон.
Читайте также:  Конкур. Правила и соревнования. Экипировка и арена. Особенности

Для победы в гите спортсмену необходимы природная скорость, опыт, а также постоянные тренировки. Как правило, за сезон гонщики выполняют не менее 100 заездов, проезжая при этом 15-17 тыс. км.

Профессионалов отличает наличие следующих умений:

  • Мастерское владение техникой педалирования.
  • Правильная аэродинамическая посадка.
  • Сильный разгон, позволяющий набрать скорость на первых 150 м с минимальными усилиями.
  • Чередование рывков с расслаблениями в нужный момент.
  • Поддержание требуемой скорости на протяжении всей дистанции.

Спортсмену важно также знать требуемые технические характеристики своего велосипеда, поддерживать необходимое давление в покрышках с учетом особенностей резины, качества трекового покрытия, жесткости колес и массы собственного тела.

Основные технические ошибки, которые чаще всего допускаются гонщиками в гите:

  • Неумение использовать попутные потоки воздуха и группироваться против ветра.
  • Отсутствие замены передач с учетом погодных условий и собственных физических возможностей.
  • Нарушение графика прохождения трека, нецелесообразное первышение скорости в первой части дистанции.

Немалую роль играет и одежда гонщика. Предпочтение отдается специальному велосипедному костюму, поскольку он улучшает аэродинамические характеристики и помогает бороться с сопротивлением воздуха.

Иногда при подготовке к решающему заезду бывает полезно потренироваться на новом треке, адаптироваться к нему. Важна и психологическая подготовка, особенно в том случае, если спортсмен стартует последним. Ведь в ожидании своего заезда он переживает огромное психологическое напряжение, а результаты, показанные соперниками, вызывают необходимость постоянно корректировать свой собственный график прохождения дистанции.

И тренеры, и гонщики знают, что при подготовке к соревнованиям, особенно международного уровня, не бывает мелочей ведь в данной дисциплине разрыв между соперниками порой бывает ничтожным не более доли секунды.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом