Гребные лодки. Виды и применение. Как выбрать и особенности

Лодка – одно из наиболее древних транспортных средств. Появилась она намного раньше колесного или салазочного транспорта. В давние времена гребные лодки применялись как средство для транспортировки грузов, рыбной ловли и других полезных дел. Сейчас они используются в качестве прогулочных и спортивных судов.

Большинство лодок управляются при помощи весел, но некоторые снабжены парусами или моторами, как вспомогательными или основными двигательными средствами. На некоторые суда, у которых мотор не предусмотрен конструкцией, он навешивается пользователями.

Немного истории

Лодкой считается водоплавающее судно длиной до 9 метров и шириной до 3 метров. Максимальная грузоподъемность лодки составляет 5 тонн. Изначально лодки были только гребными судами, но позже их стали снабжать парусами, а в 20 веке и моторами.

Где появились первые лодки сказать точно нельзя. Однако, ученые предполагают, что первым плавательным судном стал плот. На нем можно было передвигаться по воде безопасно, транспортировать грузы. Но скорость и маневренность плота были не на высоте.

Родиной современных лодок считается Древний Египет, так как именно на территории этой страны были найдены первые свидетельства создания гидродинамических судов. Египтяне изготавливали лодки из папирусных матов, которые можно было изгибать.

В Америке, которую открыли лишь в конце 15 века, индейцы использовали лодки-долбленки. Они, кстати, применяются и до сих пор. Такие суда делались из цельного ствола дерева. Концы его заострялись, а сердцевина выдалбливалась. Такие же лодки делались и в Австралии, причем чаще из больших кусков коры деревьев, стягиваемых лианами или жилами животных.

К особому виду лодок относятся каркасные. Многие народы применяли для изготовления конструкцию из прутьев и обтягивали ее кожей или другими эластичными материалами.

Надувные лодки стали известны чуть позже, но до сей поры не потеряли своей актуальности. Кстати, распространены они стали лишь в 20 веке, только после того, как люди научились изготавливать полимеры. Но герметичные надутые мешки из кожи использовались задолго до этого для транспортировки грузов и передвижения по воде.

Весла были изобретены чуть позже лодок. До этого пользовались длинной палкой, которая, упираясь в дно водоема, применялась как средство отталкивания и управления. А вот парусами стали пользоваться намного позднее. И только в 1836 году изобрели гребной винт в качестве двигателя.

Читайте также:  Техника выполнения и анатомия подъема штанги на бицепс, важные нюансы

Какие бывают гребные лодки

Сейчас лодки редко применяются в качестве транспорта. Чаще всего они используются как прогулочные или спортивные суда. Классификация их не имеет определенных границ. Чаще всего лодки для спорта разделяют по материалу изготовления и типу корпуса.

Материалом для корпуса могут служить:

  • Фанера.
  • Металл.
  • Пластик.
  • Стекловолокно.
  • Полимер.

По типу основания они бывают моноблочные, катамараны и тримараны. Есть еще разделение по типу днища – плоскодонные, килеватые или комбинированные. Именно от того, каким является дно у лодки зависят ее мореходность, комфорт и устойчивость. Гребные лодки бывают складные и цельные. Это свойство влияет на удобство хранения транспорта.

Спортивные гоночные лодкиЭти суда предназначены для учебы и соревнований. Их можно разделить на:

  • Академические.
  • Байдарки.
  • Каноэ.
  • Народные.
  • Морские шлюпки.

Основным отличием спортивных лодок является возможность развития большой скорости. Они служат именно для того, чтобы спортсмены могли при помощи мускульной силы, работая веслами, разгоняться до пары сотен километров в час. Лодки для спорта обладают гидродинамическим корпусом, который и обеспечивает хорошие скоростные качества судна.

Академические

Они состоят из киля – горизонтальной изогнутой доски, который расположен от начала до кормы, горизонтальных ребер, служащих для крепления обшивки и скрепляющих шпангоутов. Эта часть служит для скрепления поперечных ребер и обшивки. Носовая и кормовая части академических лодок сверху затянуты непромокаемым материалом – палубой.

Отличительными признаками академических лодок являются соотношение длины и ширины. Оно наиболее отличается от остальных типов гребных судов. Уключины вынесены за пределы бортов на кронштейны, что позволяет изготавливать невысокие суда с узким корпусом для увеличения скорости.

Существует четыре типа академических лодок:

  • Двойка распашная с рулевым, в которой могут поместиться всего три человека – два гребца и один рулевой.
  • Гребные лодки для четверых человек с рулевым.
  • Парная четверка.
  • Парная восьмерка – самое большое судно из данного вида лодок.

Все академические лодки предполагают наличие рулевого, который сидит в кормовой части на подвижной банке. Некоторые производители стали выпускать суда, где место рулевого находится на носу.

Читайте также:  Снаряды для метания. Виды и устройство. Особенности и безопасность

Байдарки

Это узкие крытые суда без уключин. В качестве двигателей используют двухлопастные весла. Байдарки также имеют закрытые носовую и кормовую части. При этом гребцы располагаются лицом в сторону движения. Управляющим органом служат румпель или коромысло, которое поворачивает один из гребцов ногами за проведенные по днищу судна тросы. Места для рулевого в байдарках не предусмотрено.

Каноэ

Это открытые суда. Гребцы пользуются веслом с одной лопастью Уключин, как и в байдарках, в каноэ нет. В каноэ нет палубы, а спортсмены гребут, стоя на одном колене на специальной подушке.

Гребные народные лодки

Эти суда отличаются от всех предыдущих длиной и шириной, указанными конкретно для каждого соревнования. Конструкция их может быть различной, ограничиваются только габариты и, соответственно количество гребцов.

Морские спортивные шлюпки

Эти суда отличаются тем, что предназначены только для одного спортсмена. Они изготавливаются из досок, которые скреплены внакладку. Шлюпка имеет две уключины, располагающиеся в борту или вынесенные за него. Такие лодки применяются только в соревнованиях на морской воде, обладающей большой плотность.

Особенности корпуса

Спортивные гребные лодки изготавливаются в большинстве своем из древесины легковесных пород, но все чаще их делают из пластмассы. Так как главным преимуществом таких судов является небольшая ширина корпуса, то они не очень устойчивы. С целью уменьшить массу лодки при изготовлении пренебрегают их прочностью.

При этом академические суда имеют поперечные крепления подковообразной формы. Именно эти гребные лодки используются на соревнованиях и на Олимпийских играх.

Как выбирать гребные лодки

Как следует из выше написанного, на пресной воде можно применять суда любого типа, кроме морских шлюпок. А вот на море пригодятся именно последние.

Перед приобретением лодки необходимо выявить ее размеры. Отношение длины судна к его ширине – это главный критерий. Чем меньше эта величина, тем лучше управление лодкой, но маневренность транспортного средства будет хуже.

Для соревнований на гладкой воде больше всего подойдет длинная, но узкая лодка. Она развивает большую скорость при меньших усилиях. В том случае, если необходимо маневрировать во время гонок, то пригодятся суда небольшой длины, но устойчивые на воде. Использовать такие лодки можно и в зарослях, и на порогах. Вот только скорость этого транспортного средства оставляет желать лучшего.

Читайте также:  Быстрый бег. Техника бега и особенности. Начинающим

Весла

Важное значение при выборе гребной лодки имеют весла. Они зависят от габаритов судна и от требований, которые предъявляются к нему. Байдарками управляют при помощи двухлопастных весел, т.е. палки с лопастями на концах.

На каноэ плавают с помощью одного весла, попеременно опуская его в воду с разных сторон судна. Академические лодки требуют также однолопастных весел, но ими работаю несколько спортсменов.

Преимущества судов с уключинами в том, что практически исключена потеря весла. Поэтому, если лодка приобретается для собственного развлечения, лучше остановить выбор именно на таком судне. Без уключин гребные лодки используются только на соревнованиях.

Выбирая судно для тренировок, нужно понимать, что во время соревнований вас ждут особые условия. Поэтому тренировочная лодка должна иметь такие же параметры, как и гоночная.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом