Киберспорт новое слово в современном мире, значение которого понятно не каждому. Говоря простым языком это состязания по компьютерным играм. И вот с этого момента мнения людей, безусловно, разделятся на 2 половины: одни признают соревнования на ПК спортивной дисциплиной, другие же станут утверждать, что со спортом здесь мало общего.
Историческая справка
Киберспорт весьма молод первые турниры прошли в 1997 г. Идея сделать компьютерную игру состязанием и транслировать ее для миллионов зрителей пришла в голову американцу Эйнджелу Муньезу. С этой целью он организовал целое предприятие под названием Cyberathlete Professional League (профессиональная лига киберспорта). Первой игрой, которая стала предметом соревнований и в придачу к тому захватывающим зрелищем, выступил известный в то время шутер Quake. Следующей игрой, по которой были организованы турниры, стал Countre Strike.
Идея Муньеза оправдала себя: к нему потянулись спонсоры, рекламщики, игроки и, конечно, болельщики. Стали создаваться лиги киберспортсменов и новые спортивные организации. На сегодняшний день их количество исчисляется сотнями, и все занимаются проведением компьютерных состязаний.
Сейчас виртуальные состязания имеют статус официального вида спорта во всем мире, в том числе в нашей стране. Это подтверждается законодательно, Приказом Минспорта РФ от 29.04.2016 г.
Современный киберспортВиртуальные турниры проводятся в двух видах:
- Индивидуальные, когда игроки играют каждый за себя.
- Командные, когда состязания проходят между двумя или несколькими командами киберспортсменов.
Состязания по киберспорту никогда не проводятся только ради выявления победителя. Призовые фонды здесь достигают порой огромных сумм и формируются из средств, поступающих от спонсоров и заинтересованных рекламодателей. Даже учитывая то, что весь выигрыш никогда не достается одной команде, а распределяется между чемпионами в разных дисциплинах, это очень приличные деньги, что и привлекает геймеров. А средства, полученные в результате проведения кибеспортивных мероприятий, направляются на создание новых компьютерных игр. Таким образом киберспорт играет большую роль в развитии игровой индустрии.
По мере совершенствования мобильных технологий все больше разрабатывается игр и для смартфонов. А потому все большую популярность приобретают мобильные киберсостязания. Участвовать в них сложнее, чем в традиционных, компьютерных, поскольку управлять игрой при помощи сенсора не так удобно и весьма специфично. А вот использовать джойстик, подключаемый к гаджету, во время турнира не разрешается.
Кибеспортивные матчи включают в себя множество игр. Как правило, это шутеры и стратегии, поскольку они позволяют продемонстрировать ведущие качества геймеров быстроту реакции, тактическое и стратегическое мышление, навыки работы в команде.
К наиболее популярным играм относятся:
- World of Tanks;
- Warface;
- Countre Strike Global Affwncive;
- Dota 2;
- PUBG;
- Fortnite;
- Overwatch;
- League of legends;
- Tom Clancy ’s Rainbow six siege и другие.
Как и обычная спортивная, киберкоманда нуждается в постоянных тренировках, оттачивании своих навыков. А потому геймеры могут проводить за игрой более 8 ч в день. и это не пустая трата времени, как может показаться несведущему человеку игроки трудятся наравне со спортсменами традиционных дисциплин. Состязания организуются в разных уголках планеты, а потому геймерам и их командам также приходится много времени проводить в разъездах.
Портрет кибеспортсмена
Профессиональный киберспортсмен новый персонаж в современном спорте. Ими считаются те, кто представляет одну из дисциплин на состязаниях. Иначе говоря, играющий в игры одного направления. Считается, что киберспортсмены хорошо зарабатывают. Это действительно так, но далеко не все, а лишь те, кто одерживает победы на выступлениях либо официально представляет конкретную организацию, где ему выплачивают заработную плату. Размер зарплаты прямо пропорционален успешности геймера. Так, даже в 18 лет человек может зарабатывать тысячи долларов.
Но для этого необходима очень высокая мотивация и огромное упорство. Киберспортсмену требуется постоянно совершенствовать свои навыки, изучать игру, в которой он выступает, участвовать в различных состязаниях и одерживать победы. А еще необходим талант. Не стоит думать, будто достаточно лишь взять в руки джойстик или мышь и через пару-тройку месяцев ты уже победитель. Тем более, что киберспорт отличается еще более высокой конкуренцией, чем классические дисциплины.
В киберспорте принимают участие не только мужчины. По сравнению с их числом представительниц прекрасно пола намного меньше, но они ни в чем не уступают. Как правило, соревнуются женские команды отдельно от мужских ведь физиологическая и психологическая деятельность у разных полов неодинакова, и если они будут выступать вместе, нарушится принцип равенства сторон. При этом киберспортсменки занимают весьма хорошие позиции.
Плюсы и минусы киберспорта
Большинство людей, особенно старшего поколения, уверены, что киберспорт это зло. И в этом есть своя истина. Новое направление особенно сильно привлекает детей несовершеннолетние оказываются более остальных вовлечены в этот процесс, как в роли зрителей, так и в роли игроков. Некоторые факторы действительно способны навредить еще не сформировавшемуся физическому и психическому здоровью ребенка, например, ухудшить осанку, испортить зрение, привести к избыточному весу, спровоцировать агрессию, снизить мотивацию к учебе и общению со сверстниками. Однако это касается лишь тех, кто просто играет за компьютером. Те, чья цель профессиональный киберспорт, проводят за компьютером меньше времени и только под руководством опытного тренера. Это позволяет снизить потенциальный риск развития негативных последствий.
Вопреки мнению многих, виртуальный спорт оказывает и благоприятное воздействие на человека:
- Улучшается пространственное мышление, причем даже лучше, чем при занятиях шахматами или моделированием.
- Развивается зрительная память и реакция.
- Замедляются процессы снижения умственных способностей, происходящие с возрастом
- Воспитываются дисциплинированность, организованность и самоконтроль, поскольку без этих качеств невозможно добиться успеха.
- Повышается самооценка, чувство собственной эффективности, что позитивно отражается на личности в целом и на других сферах жизни и деятельности.
- Появляется возможность увидеть мир, выезжая на турниры, познакомиться с интересными людьми, научиться работать в команде.
Исследования в области компьютерных игр позволили выяснить, что, играя, ребенку легче усвоить материал по естественнонаучным и математическим предметам. И даже специалисты одной и то же области профессиональнее выполняют свою работу, если играют в видеоигры. Удивительно, но факт.
В целом, киберспорт существует вовсе не для того, чтобы навредить детям или кому-либо другому. Его назначение в другом: дать возможность самореализоваться, занять свою нишу и при этом заработать деньги. Ведь не всем же быть спортсменами баскетболистами способности у людей разные.