Компенсатор плавучести обязательная составляющая современного снаряжения для дайверов и аквалангистов. В зависимости от глубины погружения, количества воздуха в резервуаре сила выталкивания и, соответственно, плавучесть изменяются, поэтому их необходимо компенсировать. Вот для этого и предназначено данное устройство. Кроме того, на него навешивают разнообразное оборудование, которое может понадобиться под водой.
Устройство
Первые устройства были очень простыми и внешне напоминали обыкновенный спасательный жилет. Дизайн и функционал современного оборудования намного более совершенны.
Любой компенсатор плавучести состоит из:
- Воздушной камеры.
- Инфлятора.
- Предохранительного клапана.
- Системы для крепления резервуара с воздухом.
- Ремней и колец.
Инфлятор – главная деталь в системе, поскольку именно он отвечает за регулировку плавучести. В нем имеется:
- Пульт управления.
- Гофрированный шланг, сообщающийся с резервуаром.
- Клапан для поддува.
- Предохранительный клапан.
При помощи клапана и шланга можно осуществить поддув, тем самым регулируя плавучесть. Аварийный клапан предназначен на тот случай, если воздушная камера окажется повреждена клапан воспрепятствует выходу воздуха.
Система для крепления включает в себя спинку и крепежные ремни. На спинку навешивается баллон, а ремни (застегивающий и страхующий) удерживают его.
Компенсатор плавучести оснащается также ремнями для пристегивания его самого к аквалангисту, а также разнообразными кольцами для навешивания инвентаря (камеры, фонаря, датчиков и пр.).
Виды компенсаторовОборудование бывает 3-х типов:
- Нагрудный компенсатор.
- Жилет.
- Крыло.
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки.
Нагрудный компенсатор
Такой вариант считается классическим, он прост и надежен в использовании. Он не предусматривает крепления резервуаров с воздухом, поэтому чаще всего применяется дайверами.
Обладает следующими достоинствами:
- На поверхности разворачивает дайвера лицом вверх, удерживая голову над водой.
- При снятии и надевании отсутствуют какие-либо механические нагрузки.
Недостатки классического компенсатора:
- Смещает центр плавучести дайвера в направлении вперед-вверх.
- Сужает поле зрения ныряльщика под собой и ограничивает движения головы.
Жилет
Может быть с надувными или регулируемыми плечевыми ремнями. В первом случае воздух беспрепятственно перемещается внутри жилета при движении его владельца, что способствует хорошему удержанию на поверхности и поддерживает необходимый объем компенсатора.
Во втором случае ремни обеспечивают удобное надевание и снятие жилета, позволяют подогнать его по размеру, снижают эффект переворота на поверхности воды.
Плюсы компенсатора-жилета:
- Создает поддерживающий эффект, плотно облегая корпус аквалангиста.
- Не ограничивает движений.
- Не воздействует на центр плавучести.
- Поддерживает большой объем, что позволяет закреплять на нем больше оборудования.
К минусам можно отнести то, что он может подойти не всем дайверам в зависимости от индивидуальных особенностей телосложения, например, при наличии большого живота или объемной грудной клетки.
Компенсатор плавучести крыло
Воздушная камера в таком оборудовании находится целиком на спине и имеет большой объем. Это обеспечивает максимально возможную плавучесть в разных условиях. На крыловидный компенсатор можно крепить несколько резервуаров с воздухом и большое количество разнообразного снаряжения.
А вот находится на поверхности в таком компенсаторе неудобно, поскольку он наклоняет корпус владельца вперед.
Из чего делают компенсаторы
Основным материалом изготовления является нейлон, покрытый полиуретаном. Такое сочетание делает оборудование прочным и герметичным. При производстве компенсаторов плотность нейлона варьирует от 420 до 1000 Den, что определяет характеристики устройства и условия его использования.
Так, новичкам в дайвинге подойдут изделия небольшой плотности. Они мало весят и не доставляют неудобств в эксплуатации. Профессионалы выбирают плотные и тяжелые компенсаторы, поскольку на них ложатся серьезные задачи.
Как выбрать систему компенсации плавучести
Выбор устройства определяется в первую очередь условиями его эксплуатации. Для обычного дайвинга оптимальным вариантом станет жилет, для профессиональных погружений крыло, а для снорклинга и подводной съемки нагрудный.
Следующим важным параметром выступает удобство снаряжения. Чтобы компенсатор плавучести не создавал дискомфорта под водой, необходимо:
- Подбирать устройство с учетом своего телосложения.
- Оценивать плотность прилегания дыхание должно оставаться свободным.
- Проверять клапаны и ремни на простоту эксплуатации и удобство расположения.
Для женщин разработаны изделия, учитывающие особенности фигуры, с мягким и приятным внутренним слоем.
Выбирая компенсатор плавучести, следует присмотреться к следующим нюансам:
- Ремни должны быть регулируемыми, а замки на них быстроразъемными. Это позволит подогнать устройство под себя всего один раз.
- Наличие нагрудного ремня предотвратит расхождение плечевых ремней или воздушных камер, расположенных по бокам.
- Расположение инфлятора на спинке более удобно для спуска воздуха.
- Кнопки на инфляторе должны быть легкодоступны.
- Наличие нескольких клапанов-предохранителей обеспечит автоматический спуск воздуха при слишком большом давлении в камерах.
- Дополнительные карманы позволят удобно разместить вспомогательное снаряжение и аксессуары. Однако они должны обеспечивать и их быстрое снятие.
Важной характеристикой является также подъемная сила, зависящая от объема камеры с воздухом. Чтобы определиться с этим параметром, необходимо учитывать условия эксплуатации оборудования:
- Для погружений в теплой воде достаточно компенсатора с емкостью камеры 12-15 л.
- Для сложных и экстремальных погружений, низких температур потребуется устройство с объемом камеры не менее 18 л.
Правила эксплуатации и хранения
Перед погружением необходимо проверить работоспособность системы. Для этого компенсатор плавучести подключается к резервуару и нажатием соответствующей кнопки оценивается исправность клапана поддува. Подобным пробным нажатием следует проверить все клапаны, предназначенные для сброса воздуха.
Чтобы проверить аварийные клапаны, необходимо надуть компенсатор и понемногу добавлять воздух до срабатывания клапанов. Ручной поддув проверяется посредством надувания компенсатора ртом.
В обязательном порядке проверяются и все детали крепежа (ремни и кольца).
Опускаясь на глубину, можно выполнять поддув как посредством специального клапана из баллона, так и через загубник пульта управления из собственных легких. Поддувая компенсатор ртом, можно сэкономить воздух в резервуаре. Воздух из камеры пригоден для дыхания в случае аварии. Но дышать посредством камеры можно в течение непродолжительного времени, поскольку в ней соберется углекислый газ.
Выпустить воздух из системы можно по-разному:
- Находясь над водой вертикально — нажать кнопку травящего клапана и потянуть вверх пульт инфлятора либо потянув тягу травящего клапана на правом плече.
- Лежа горизонтально на поверхности воды посредством тяги пульта управления вниз, приподняв при этом плечи.
- Вертикально вниз головой потянув нижний травящий клапан на спине.
Способ зависит от конкретного вида изделия. Но основополагающий принцип заключается в том, что клапан, через который сбрасывается воздух, должен располагаться выше всех остальных, так как воздух движется всегда в направлении от более высокого давления к низкому, в данном случае к поверхности.
Слив воды необходимо производить через клапаны. Это препятствует накапливанию соли в системе. Перед тем, как отправить оборудование на хранение, его следует хорошо промыть пресной водой, тщательно вымывая соль. В противном случае детали устройства могут выйти из строя. Особенное внимание следует уделить промывке инфлятора.
Хранят компенсатор плавучести надутым, повесив его на удалении от солнечных лучей и отопительных приборов.