Критериум. Принцип действия и соревнования. Особенности

Критериум, или крит, как сокращенно именуют спортсмены, очень интенсивная и зрелищная велогонка. Особенно популярна она в Австралии и Соединенных Штатах, где ее участниками становятся многие профессиональные гонщики. Да и во многих других государствах крит выступает самостоятельной дисциплиной, по нему проходят национальные чемпионаты.

Содержание

Что представляет собой критериум

Это групповой заезд на велосипедах по кольцевому маршруту, проходящему по городским улицам. Дороги общего пользования на время проведения состязаний обычно закрываются для других участников движения. Один круг, как правило, имеет протяженность 2-3 км, но возможны варианты от нескольких сотен метров до 10 км. В процессе гонки спортсмены делают несколько кругов с максимальным ускорением, преодолевая при этом подъемы и крутые повороты. Темп велогонки увеличивается на последних кругах, когда участники делают финальный рывок.

По продолжительности критериум уступает обычной шоссейной гонке. Один заезд длится 45-60 мин. Причем организаторы состязаний могут по своему усмотрению определить продолжительность гонки одним из следующих способов:

  • По времени.
  • По количеству кругов.
  • Заданное количество времени, а по его истечению еще некоторое число кругов (например, 60 мин. + 5 кругов).

Победителем в заезде становится тот, кто первым пришел к финишу, не отстав при этом от соперников ни на один круг. Но иногда организаторами может быть предусмотрен другой порядок: помимо основного финиша могут устанавливаться и промежуточные, за которые начисляются очки, учитываемые при распределении мест. За первое место на промежуточном финише начисляется 5 баллов, за второе – 3, за третье – 2, за четвертое – 1. На последнем финише за аналогичные места начисляются удвоенные баллы.

Читайте также:  Особенности рюкзака от Роналдиньо, обзор его основных характеристик

Существует в критериуме и такое понятие, как престижные круги. За них предусмотрен промежуточный приз. Некоторые велогонщики участвуют в гонках исключительно с целью победить в престижных кругах, иные же стремятся к первенству во всем заезде. Критериум позволяет спортсменам показать свои навыки в управлении велосипедом, ведь им приходится преодолевать сложные и даже опасные ситуации, соревнуясь при этом со множеством противников. Самыми важными навыками считаются прохождение виражей, выполнение маневров, определение более выгодной позиции на маршруте. Кроме того, спортсмену обязательно иметь хорошую физическую форму и уметь быстро набирать ускорение.

Почему популярен

Правила этой гонки задают высокий ритм соревнованиям. А с учетом того, что маршруты прокладываются по городским улицам и за ними удобно наблюдать зрителям, критериум завоевал признание по всему земному шару.

Пусть заезды непродолжительны по времени, но при этом они проходят на значительно больших скоростях. За ними удобно наблюдать болельщикам, так как на каждом участке маршрута можно увидеть несколько раз одного и того же участника. А поскольку мероприятие организуется в городе, многим зрителям вообще никуда не приходится ехать, чтобы посмотреть соревнования.

Критериум отличается высокой динамичностью, борьба в нем ведется со старта и до финиша. Для победы гонщику требуется собственная тактика, отличающаяся от остальных, а также навыки спринтера и мастерское владение велосипедом. двигаться по трассе в черте города совсем нелегко, поскольку группа участников очень плотная, а виражей на маршруте немало.

Тактика в критериуме

Она аналогична любой групповой гонке, но при этом для выявления чемпиона применяются более жесткие требования. Победа одного участника во многом зависит от других членов команды. Поэтому в основе тактики лежит коллективная борьба, где каждый участник обязан помочь своему товарищу, имеющему все шансы на победу. Так, несколько спортсменов, идя наравне с товарищем, стремящимся к финишу, незадолго до заветной черты ускоряются и поочередно раскатывают своего лидера. А на последних 100 м, гонщик с большим запасом сил делает рывок вперед и устремляется к финишной линии. Такой прием позволяет добиться первенства с меньшими затратами сил и энергии.

Читайте также:  Парусный туризм. Основные виды судов и паруса. Особенности

Но описанному выше маневру имеется и контрприем. Так, гонщик преследует противника, которого ведут к финишу его товарищи, и на последних 100-150 м. до финиша вступает с ним в ожесточенную борьбу. Этот способ позволяет дезориентировать соперника, заставить его поменять тактику.

Некоторые гонщики поддерживают достаточный темп во время заезда, но для решающего рывка у них не хватает сил. Тем не менее, их роль для команды очень важна, поскольку они задают темп во время гонки и разрушают организацию финишей у противников. Ведь тот, кто лидировал на промежуточном финише посредством мощного рывка, необходимо восстановить свои силы, а подобная тактика не дает возможности лидерам-соперникам набраться сил для следующего броска. Но зато один из темповиков получает шанс сделать решительный рывок и вырвать преимущество, а затем со своими коллегами зарабатывать дополнительные баллы на промежуточных отрезках.

Нередко вся команда направляет свои силы на победу одного из своих товарищей. Однако такая тактика оставляет вероятность победы для других членов группы. За лидером устремляется вся остальная группа, и тот, кто добился в этом успеха, на финишной прямой может побороться за первенство. Критериум отличается быстрой сменой лидеров, что повышает темп соревнования и создает преграды для успеха потенциального финишера.

Спортсмен, выступающий лидером, не всегда стремится получить дополнительные баллы на промежуточных финишах. Зачастую его усилия направлены на помощь коллегам по команде. Такое разнообразие приемов и контрприемов создает возможность для всех участников бороться за победу, создавая порой совсем непредвиденные ситуации, совершенствующие тактические навыки гонщиков.

Немного истории

Как уже говорилось выше, критериум особенно популярен в Америке. Наиболее известными соревнованиями выступают гонки Red Hook Crit, где спортсмены выступают на специальных велосипедах, именуемых fixed-gear. У них фиксированная передача, отсутствуют тормоза и свободный ход. Первый раз такая гонка прошла в 2008 г. в Нью-Йорке. Она быстро завоевала популярность, и число ее участников неимоверно выросло. Вскоре Red Hook Crit стал проводиться не только в Соединенных Штатах, но и в станах Европы Франции, Германии, Англии. В 2019 г. гонки этой серии прекратились, но организаторы обещают их скорое восстановление.

Читайте также:  В каком стиле плавать в бассейне, как правильно подобрать программу

Популярность критериума способствует тому, чтобы в нем принимали участие и мастера велосипедного спорта. Поэтому команды, выступающие на fixed-gear велосипедах, сегодня состоят не только из любителей. В их состав все чаще входят и профессионалы, такие как Филиппо Фортин из Италии и Иван Гарсия из Испании. В гонках в июле-августе каждого года принимают участие и звезды известных шоссейных гонок Тур де Франс. Для них состязания проводятся в Бельгии и Нидерландах, собирая огромное количество зрителей. За участие в гонках звездам выплачиваются неплохие гонорары.

В июле 1995 г. участники Тур де Франс посетили Россию, где состоялся критериум. Инициаторами этого мероприятия выступили директор гонки Жан-Мари Леблан и председатель Комитета по физической культуре России Валерий Сысоев.

Гонка получила название Masters Criterium и прошла в г. Москва. В ней поучаствовали:

  • Мигель Индурайн, пятикратный победитель в общем зачете Большой Петли.
  • Лэнс Армстронг, Чемпион мира.
  • Вячеслав Екимов, перспективный российский гонщик и др.

Участники заезда 22 раза объехали вокруг Московского Кремля. Победу одержал Индурайн. Но особого значения это не имело, поскольку в подобных звездных соревнованиях будущий победитель нередко определяется организаторами еще до начала гонки.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом