Квадроциклы. Виды и применение. Плюсы и минусы. Особенности

Квадроциклы сегодня пользуются не меньшим спросом, чем авто- и мототехника. И неудивительно, ведь они обладают хорошей устойчивостью, высокой проходимостью, да к тому же красивы внешне. Они отлично подходят и для сельскохозяйственных работ, и для путешествий, и для спортивных соревнований. А на маленьких четырехколесных мотоциклах очень любят покататься дети.

Немного истории

Квадроциклы появились в начале 20 в. и связано это с именем Генри Форда. Стимулом к созданию первого вездеходного транспорта, в то время еще трехколесного и весьма неповоротливого, послужили затруднения жителей села. Несмотря на то, что трицикл был совершенно не похож на существовавшие в то время транспортные средства, он очень понравился американцам. Но появление более совершенных автомобилей вытеснило его и агрегат был забыт вплоть до 1970 г, когда компания Honda усовершенствовала его. Новый транспорт назывался вездеходным мотоциклом, обладал большими колесами, обеспечивавшими отличную проходимость, и маневренностью мотоцикла.

Помимо сельхозработ, новую технику стали использовать для перемещения по пляжам. Это сделало квадроциклы еще более востребованными, и они распространились по миру. Правда, имелся один недостаток: из-за наличия всего трех колес на поворотах водители часто вылетали из седла.

Эта проблема была решена в 1982 г. компанией Suzuki. Ее инженеры добавили агрегату еще одно колесо, за счет чего устойчивость повысилась в разы. Именно такая конструкция и легла в основу всех существующих сегодня моделей этого вездеходного транспорта.

Как устроены квадроциклы

По конструкции агрегаты схожи с мотоциклами. Главным внешним отличием выступает наличие 4-х колес с сидением между ними. Именно за счет такого устройства обеспечивается высокая устойчивость не только при движении по прямой, но и при вхождении в повороты и выполнении прыжков и приземлении. Кроме того, такая конструкция позволяет квадроциклу выдерживать большой вес.

Читайте также:  Важные рекомендации по освоению жима Арнольда, преимущества упражнения

Любой вездеходный мотоцикл состоит из следующих основных частей:

  • Двигатель.
  • КПП.
  • Металлическая рама с приборами.
  • Амортизаторы.
  • Колеса.
  • Системы зажигания, охлаждения и подачи топлива.
  • Рулевое управление.
  • Тормоза.
  • Сидение.
  • Световое оборудование.
  • Багажник.
  • Зеркала.
  • Пластиковая обшивка карбюратора.

Подвеска агрегата продумана таким образом, чтобы он мог проехать там, где не в состоянии передвигаться ни один другой транспорт. В сочетании с высокими колеса, оснащенными специальными зацепами, и мощным мотором, эта функция выполняется отлично: ни болота, ни высокая трава, на камни не могут стать препятствием на пути.

У техники имеется всего пара недостатков:

  • Для того, чтобы управлять квадроциклом (за исключением детского) необходимо получить права соответствующего образца.
  • При длительной эксплуатации возникает необходимость регулярного обслуживания: чистка карбюратора, замена масла, сальников, проверка узлов крепления.

Впрочем, последний фактор нельзя назвать недостатком, ибо обслуживания требует любая техника.

Как ездить на квадроцикле

Чтобы тронуться с места, необходимо сесть на агрегат и повернуть ключ зажигания (двигатель заводится при помощи электростартера). Как и в автомобиле, движение начинают на 1-й передаче, плавно нажимая газ, а затем переходят на повышенные обороты. Чем сильнее нажатие на газ, тем быстрее движется машина.

Для преодоления препятствий предусмотрены специальные настройки вариатора. Например, для езды по камням или неровностям, следует установить положение вариатора на движение вперед с малыми оборотами.

Движение назад осуществляется путем перемещения ручки КПП на соответствующее обозначение. Тормозить можно как педалью, так и тормозной ручкой. Чтобы быстро заглушить мотор в непредвиденной ситуации, нужно воспользоваться специальной чекой справа.

Преимущества и недостатки квадроциклов

Главная задача вездеходной техники передвижение в условиях бездорожья. В этой области квадроциклы имеют неоспоримые преимущества:

  • Отличная проходимость.
  • Высокая маневренность.
  • Компактность.
  • Простота транспортировки и управления.
  • Экономичность.

Этим агрегатам под силу двигаться по болотам, горным склонам, небольшим водоемам, снегу и даже там, где полностью отсутствуют хоть какие-то дороги и тропы, объезжая при этом деревья, каменные насыпи и т.п. Малая высота позволяет им проезжать под упавшими деревьями. Поэтому на вездеходах можно доехать туда, куда не получится добраться на автомобиле. Это делает их весьма популярными среди охотников и рыбаков.

Небольшие размеры и масса исключают проблемы с хранением и перевозкой. Чаще всего их ставят в один гараж с автомобилем или байком, а для транспортировки используют автомобильный прицеп.

Читайте также:  Польза тренировок на фитболе для беременных, эффективные упражнения

Большая часть вездеходов имеют вариатор, что существенно облегчает управление ими. Фактически водитель работает только газом и тормозом, а потому освоить езду можно очень быстро. К тому же 4 колеса создают отличную устойчивость и исключают необходимость удерживать баланс.

Двигатели в мотовездеходах имеют объем от 125 до 1000 куб. см. Они не слишком мощные, но это и не требуется, поскольку сам агрегат весит мало, соответственно, и горючего потребляется немного. Сегодня выпускаются и электро квадроциклы, работающие на аккумуляторах с запасом мощности более, чем на 30 км.

НедостаткиК минусам вездеходов можно отнести:

  • Травмоопасность.
  • Отсутствие защиты от условий внешней среды.
  • Наличие ограничений на движение по автомобильным трассам.
  • Трудности при дальних переездах.
  • Необходимость специальной экипировки.

Казалось бы, квадроциклы и мотоциклы одинаковы по уровню безопасности, но это не так. Даже при своей большой устойчивости вездеходы иногда переворачиваются (например, на размокшем грунте) и при этом накрывают собой водителя. Следствием становятся увечья.

Большая часть вездеходов не может использоваться на общих трассах, поскольку в их конструкции нет поворотников стоп-сигналов и т.п. Поэтому их приходится транспортировать к месту эксплуатации с помощью другого транспорта.

При езде по бездорожью одежда водителя обязательно станет грязной. Во избежание этого требуется приобретать специальное обмундирование, не пропускающее пыль и отталкивающее воду и грязь.

Виды квадроцикловВсе современные мотовездеходы объединяются в следующие группы:

  • Детские.
  • Утилитарные.
  • Шоссейные.
  • Спортивные.

Разные виды имеют разные технические характеристики, соответствующие условиям эксплуатации.

Детские

Компактны и вмещают только одного пассажира ребенка 6-12 лет весом до 55 кг. Скорость, которую они могут развивать, не превышает 45 км/ч. Двигатель может отключаться дистанционно, при помощи пульта, находящегося у родителя. Используются в развлекательных целях на территории парков, дворов и т.п. А вот выезжать на проезжую часть на них запрещается.

Плюсы:

  • Небольшая стоимость.
  • Простота обслуживания.
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Наличие системы безопасности.

Минусы:

  • Небольшой запас топлива.
  • Маломощный аккумулятор.
  • Нет иного применения (например, когда ребенок повзрослел).

Утилитарные

Техника универсального использования. Имеет мощный двигатель, надежную подвеску, высокий дорожный просвет, противоударные дуги и зацепы на колесах. Такое устройство позволяет перевозить пассажиров и грузы. Утилитарные квадроциклы используются для туристических поездок (в том числе экстремального характера), для охоты, рыбалки и сельскохозяйственных нужд.

Читайте также:  Спринтерский бег. Техника бега и безопасность. Польза и особенности

Плюсы:

  • Большая мощность.
  • Высокая грузоподъемность и проходимость.
  • Устойчивость на песке и мягком грунте.
  • Большой запас горючего.
  • Многофункциональность.

Минусы:

  • Большой вес и расход бензина.
  • Высокая стоимость.

Шоссейные

Имеют мотор большой кубатуры и высокие скоростные характеристики. Широкие шасси обеспечивают надежное сцепление на ровных дорогах с асфальтовым покрытием. Предназначены для дальних переездов и водителей любого возраста.

Плюсы:

  • Привлекательный дизайн.
  • Большая скорость.
  • Широкие колеса.
  • Устойчивость на поворотах.

Минусы:

  • Небольшой объем топливного бака, что вынуждает часто заправляться.
  • Низкий дорожный просвет.

Спортивные

Сфера применения состязания с выполнением прыжков и трюков. Для этих целей они максимально облегчены: небольшой топливный бак, одно сидение, мотор средней кубатуры. Вариатор настроен на кратковременные нагрузки: на разгон и сход с трамплина. Узкие колеса и надежные амортизаторы обеспечивают хорошее сцепление с дорогой, устойчивость на поворотах и при приземлениях.

Плюсы:

  • Малый вес.
  • Достаточная мощность.
  • Стабильность подачи топлива.
  • Высокая посадка, позволяющая управлять стоя.

Минусы:

  • Небольшой бак.
  • Малый дорожный просвет.
  • Высокая цена.

Какой мотовездеход выбрать

В основе решения этого вопроса лежит цель, для которой приобретается техника. Именно согласно ей следует оценивать мощность двигателя, грузоподъемность и другие технические характеристики вездехода.

Для охоты или рыбалки подойдут квадроциклы с объемом двигателя 500-1000 куб. см., имеющие полный привод и вместительный топливный бак. Важным фактором здесь выступает грузоподъемность, ведь на такие мероприятия берут много различных вещей. Рекомендуется выбирать технику, выдерживающую не менее 150 кг. Если предполагается пересекать заболоченные территории или двигаться по мокрому грунту, следует выбирать карданный привод, а не цепной. Он обеспечит устойчивость на грязи.

Для быстрой езды по асфальтированным дорогам подойдут мотовездеходы с объемом двигателя не менее 800 куб. см., работающие на бензине и имеющие жидкостную систему охлаждения. Чтобы лучше регулировать разгон, желательно выбрать механическую КПП. Но такие агрегаты встречаются все реже.

Для туристических поездок оптимальным вариантом станут бензиновые либо дизельные квадроциклы с кубатурой движка не менее 750 см. Он должен быть оснащен карданным приводом с блокировкой переднего моста. Поскольку турпоходы подразумевают перевозку большого количества багажа, следует обратить внимание на грузоподъемность она должна быть не менее 250 кг. Это позволит взять с собой запас воды и продуктов, палатку, снаряжение и прочие вещи, необходимые в путешествии.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом