Мотобол. Правила и безопасность. Мотоциклы и особенности

Популярнейшим из всех командных спортивных дисциплин, безусловно, является футбол. В него играют в разнообразных вариантах: на пляже, в болоте, на столе. Но поклонники игры не останавливаются на достигнутом, желая новых ощущений. Так, в начале 20 в. кому-то в голову пришла мысль поиграть в футбол на мотоциклах. И появился еще один младший брат футбола мотобол.

Историческая справка

Первыми погонять за мячом на байках придумали французы. Это произошло в 1930-м г. Мотобол выделился в отдельный вид спорта, очень быстро стали открываться многочисленные клубы. 1931 г. прошли первые неофициальные соревнования. В 1933-м состоялся международный турнир. Выиграла в нем, разумеется, Франция.

Это послужило толчком для развития мотобола в европейских странах. К 1936 г. клубы существовали в Германии, Италии, Бельгии. А к 1955 г. мотобол распространился по всему земному шару.

В России первая игра в футбол на мотоциклах имела место в 1937 г. студенты Института физкультуры г. Москвы выехали на поле на байках. В скором времени их примеру последовало множество команд по всей территории страны. Матчи стали проводиться на главных стадионах в Лужниках и на Динамо, их показывали по телевидению.

Первый чемпионат СССР был организован в 1965 г. при участии пятнадцати команд из союзных республик. А через год отечественная команда по мотоболу Домбай выступила на международной арене, где к тому времени встречались лидеры Западной Европы. Домбай не ударил в грязь лицом, одержав две победы и один раз сыграв в ничью.

В 1967 г. советские мотоболисты впервые соревновались в чемпионате на Кубок Европы, где одержали чистую победу (1:0) над десятикратным чемпионом французской командой Камаре. С этого времени российские спортсмены прочно зарекомендовали себя профессионалами в мотоболе. На их счету не только многократные первенства в Кубке Европы, а с 1986 г. титул чемпионов Европы.

Читайте также:  Как правильно подобрать модель болотных сапог для охоты и рыбалки

Сегодня проводится три вида турниров по футболу на байках:

  1. Международные матчи между сборными.
  2. Клубные.
  3. Национальные.

Для всех уровней состязаний действуют единые правила. Их разрабатывает Европейский союз мотоспорта (ЕСМ).

Правила игры

К игре допускаются лица, достигшие 16 лет. Поле для матча имеет унифицированные параметры 85 (110) х 45 (85) м. Разметка отличается от классической футбольной: нет круга в центре, а территория ворот обозначена полукругом. Трава на поле также отсутствует покрытием выступает асфальт с песком, что дает мотоциклистам возможность маневрировать при ведении мяча и ударах по нему.

Мяч похож на футбольный, но превосходит его габаритами длина окружности 119-126 см., а масса 900-1200 г. На игровой площадке всего 5 спортсменов – четверо мотоциклистов и вратарь. Еще имеется 6 запасных, 2 механика и тренер.

Судейство ведут 4 судьи: 2 полевых и 2 боковых.

Матч по мотоболу состоит из 4-х периодов продолжительностью 20 мин. каждый, между которыми имеются 10-минутные перерывы. После второго периода между командами происходит обмен сторонами площадки. Мотобол не предусматривает ничью: при равном счете на играх мирового уровня назначаются дополнительные периоды два по 10 мин. На рядовых состязаниях победитель определяется серией из четырех пенальти.

Очки начисляются по схеме:

  • 2 гола победа одной из сторон.
  • По одному попаданию у обоих оппонентов – ничья.
  • Отсутствие попаданий у одного из соперников проигрыш.

Мотоциклисты вправе двигаться по игровому полю в любом направлении, но в зоне вратаря (полукруг возле ворот) появляться запрещено. Даже на линию ее разметки наезжать нельзя. Центральную линию переезжать допускается, если при этом выполняется пас.

Вратарь не вправе покидать свою зону и владеть мячом в ней более 10 сек. Атаковать владеющего мячом игрока разрешается исключительно параллельно направлению его движения со стороны, где находится мяч.

Мотобол запрещает:

  • Блокировать противника, не владеющего мячом.
  • Отбирать мяч колесами байка.

А вот вести снаряд разрешено и колесами, и ногами спортсмен и его железный конь признаются одной единицей.

Гол фиксируется, когда мяч целиком оказывается в воротах, в том числе, если попал туда в результате удара головой. А вот попадание от удара в пределах зоны вратаря не засчитывается. Победителем становится сторона с большим количеством попаданий по воротам соперника.

Читайте также:  Порядок получения прав на гидроцикл, нюансы регистрации аквабайка

За нарушения правил игроками предусмотрены наказания:

  • Свободный удар.
  • Штрафной удар выполняется с одноименной линии, с разгона, защищающаяся сторона образует стену на расстоянии 9 м. от мяча.
  • Пенальти.
  • Устное предупреждение (не более одного).
  • Зеленая карточка двухминутное удаление с поля.
  • Желтая карточка удаление на 5 мин.
  • Красная карточка удаление до окончания матча.
  • Дисквалификация на следующую игру.

Байки для игры в мотоболМотоциклы, на которых ездят мотоболисты, в целом аналогичны тем, что используются для мотокросса или туризма. Но имеются некоторые изменения в конструкции:

  • С левой стороны мотоцикла установлен второй рычаг заднего тормоза. Это обусловлено тем, что нога игрока занята мячом, и он не может воспользоваться обычным ножным тормозом. Иногда вспомогательную ручку для торможения монтируют прямо на руль.
  • На раму железного коня впереди монтируют плуги, позволяющие вести мяч и предупреждающие закатывание снаряда под колеса.
  • В области переднего тормоза навешивается защита из металла это уберегает элементы байка при столкновении игроков или при ударах мячом.

Опасна ли игра

Те, кто ни разу не присутствовал на матче по мотоболу, уверены: это неуклюжее побоище с большим количеством столкновений, падений и серьезных увечий. В действительности мотобол менее травмоопасен, чем классический футбол, и представления о повышенной опасности игры слегка надуманы. На поле выезжают только профессионалы, умеющие и тормозить и падать.

Основы безопасности игроков заложены в самих правилах игры:

  • Ведение мяча осуществляется без отрыва от поверхности, при этом спортсмен прижимает его ногой к байку.
  • Атаковать противника с мячом допустимо лишь со стороны снаряда в направлении, параллельном его движению, спереди или сзади.
  • Запрещается бить по мотоциклу противника или ударять самого оппонента. Можно лишь выбить или вытолкнуть мяч, чтобы завладеть им.
  • Перекрывать байком движение спортсмену, ведущему мяч, недопустимо. Если при этом два мотоциклиста стоят рядом, они обязаны предоставить ведущему мяч коридор для проезда.
  • Наезжать на центральную линию можно только одновременно с пасом. Этот пункт правил обеспечивает дополнительную защиту вратаря, предупреждая выход к воротам нападающего на большой скорости. Как бы ни развивалась игра — вратарь должен уцелеть.
Читайте также:  Фигурное катание на роликах. Основы и особенности. Снаряжение

Нетрудно догадаться, почему мотобол настолько интересен и собирает полные трибуны зрителей и болельщиков. Искусство владения байком, большие скорости и азарт делают игру зрелищной и захватывающей, а матчи непредсказуемыми. Футбол на мотоциклах выгодно отличает еще и то, что в нем не крутятся большие деньги это лишь повышает интерес к этому спорту. У него есть все шансы в будущем получить статус олимпийской дисциплины.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом