Мотогонки на льду. Техника и экипировка. Соревнования и особенности

Мотогонки на льду или ледовый спидвей – уникальная спортивная дисциплина, экстремальная и рискованная. Случаи получения травм спортсменами здесь более часты, нежели в альпинизме или автомобильных гонках. Но именно опасные ситуации на трассе, головокружительные виражи и обгоны, напряженная борьба между гонщиками этот то, что привлекает внимание к ледовому спидвею, заставляет болельщиков приходить на соревнования, несмотря на мороз. Поначалу такие гонки выступали развлекательным мероприятием для профессиональных мотоциклистов, но с середины 20 в. дисциплина получила официальный спортивный статус. Теперь ее курирует Международная федерация мотоспорта.

Содержание

Немного истории

Как известно, некоторые спортивные дисциплины привязаны к определенному климату. Так, серфинг появился и получил наибольшее распространение в южных странах, имеющих выход к морю. А вот мотогонки на льду зародились и развивались там, где холодные зимы и много снега. Спортивными центрами стали Россия, Швеция, Финляндия, Австрия, Германия и Нидерланды.

Первая поездка на мотоцикле по льду имела место в 1920 г. Неизвестно, кому это пришло в голову, но его идея имела большой успех. Вскоре стали проводить соревновательные заезды, но они носили любительский характер. По мере развития классического, гаревого спидвея, менялось отношение и к ледовому. В результате он оформился как самостоятельный вид спорта.

В нашей стране становление ледовых мотогонок тесно связано с именем Сергея Бучина. Именно этот гонщик в 1939 г. первым осмелился проехать по ледовому покрытию на своем байке. Это не осталось незамеченным событие попало на страницы газеты Красный спорт. У Бучина появились последователи, а спустя 10 лет на ипподроме в г. Москва состязался турнир по ледовому спидвею. В 1959 г. был проведен первый всесоюзный чемпионат, а в 1960 г. прошли соревнования на Кубок дружбы народов, где с нашими гонщиками за победу боролись шведские, чехословацкие и финляндские конкуренты.

Читайте также:  Инверсионный стол. Назначение и применение. Плюсы и особенности

На мировом уровне мотогонки на льду дебютировали в 1966 г., а с 1976 г. стали проводиться в том числе в командном формате.

Как проходят мотогонки на льду

Регламент состязаний по ледовому спидвею аналогичен гаревому. Борьба ведется на треке овальной формы, по которому спортсмены едут против часовой стрелки. Протяженность дистанции варьирует в пределах 260-425 м.

По треку команда спортсменов из 4-х человек выполняет 4 круга. Общий маршрут при этом составляет не более 1,7 км. Кто финишировал первым, тот и становится победителем, два других призовых места достаются, соответственно, прибывшим вторым и третьим.

На чемпионатах международного уровня заезды проводятся сериями, и в каждом из них участникам присуждаются баллы. За первенство присуждается 3 очка, за 2-е место 2, за 3-е 1, а за 4 ничего. Тот, кто не получает баллов, снимается с соревнований, остальные участвуют еще в нескольких гонках, и баллы при этом суммируются. По максимальному результату определяют чемпиона.

Особенности мотоциклов

Определяющим фактором в ледовом спидвее выступает, безусловно, байк. Мотоциклы для соревнований уникальны и не могут использоваться на дорогах общего пользования. Каждый болид собирается вручную, при этом используются импортные запчасти (из Чехии и Польши), соответственно, стоимость техники совсем не мала и доходит до 1 млн. руб.

Мотогонки на льду предъявляют особые требования к конструкции байков:

  • Низкая и вытянутая рама.
  • Бак для топлива малого объема (до 4 л).
  • 2 скорости: 1-я для старта и разгона, 2-я для самой езды.
  • Отсутствие сцепления и стартера заводят технику с хода или при помощи стартерной машинки.
  • Мощный двигатель объемом 500 куб., работающий на метаноле (чаще всего от мотоцикла Ява с усовершенствованиями).
  • Отсутствие обтекателей.
  • Обязательное наличие переднего крыла и заднего капота из пластика, которые защищают при возможном столкновении с колесами соперника.

Наиболее интересные конструктивные особенности болидов для ледового спидвея:

  • Полное отсутствие тормозов. Выполнить торможение спортсмен может только при помощи специальной обуви мотобота, либо же сбросив обороты двигателя. Мотогонки на льду иногда называют занятием для безумцев, и такое утверждение не безосновательно.
  • Наличие специальной шиповки на колесах. Шипы имею длину не более 28 мм, выполняются из сплава повышенной прочности и крепятся на шину при помощи головки. Самым интересным является то, что покрышки шипуются неравномерно. Большее количество шипов присутствует на левой стороне колеса. Это делается не случайно: заезды проводятся на овальном замкнутом треке против часовой стрелки, следовательно, спортсмены выполняют только левые повороты. Значит, максимальная поддержка необходима с левой стороны колеса. Благодаря наличию шипов байк удерживает равновесие на поворотах на скорости вплоть до 80 км/ч. А шиповка справа необходима для езды по трассе и не участвует в сложных маневрах. Поэтому справа расположены и наиболее хрупкие детали мотоцикла. Шипы являют собой самую большую опасность во время гонки, поскольку при столкновении и падении спортсмены могут напороться на них и получить увечье. Во избежание такого исхода оба колеса прикрываются пластиковыми капотами.
Читайте также:  Как правильно выбрать мужской рюкзак для города, основные критерии

Тем, кто хоть раз присутствовал на соревнованиях, известно, что на старте гонщики подпрыгивают на мотоциклах. Это необходимо для того, чтобы вогнать шипы как можно глубже в ледовое покрытие и не допустить прокручивания колес при выполнении стартового рывка.

Все узлы в мотоцикле легкодоступны, чтобы их в любой момент можно было заменить при выходе из строя. Сидение гонщика и капот заднего колеса откидывающиеся, и спортсмен может в считанные секунды получить доступ внутрь своего железного коня.

После соревнований техника располагается в закрытом ангаре, где укрывается попонами для сохранения температуры мотора.

Экипировка спортсменов

Одежде гладиаторов спидвея уделяется особое внимание, ибо она призвана обеспечить его безопасность. Сверху это гоночный костюм, такой же, как в мотокроссе. А под ним защита грудной клетки и позвоночника. А на левую ногу надевается специальный щиток от колена до носка мотобота.

Некоторые гонщики надевают на себя некоторое подобие рыцарских доспехов кольчугу, способную защитить при попадании на шипы соперника. Но такое обмундирование прибавляет веса, а потому используется нечасто.

Обязательными элементами снаряжения являются шлем-маска и перчатки-краги. Шлем уберегает не только при падениях и столкновениях, но и защищает от летящих из-под колес осколков льда. С этой целью на маску наклеивается прозрачная пленка: при скоплении на ней ледяной пыли гонщик дергает за специальный язычок и срывает ее, чтобы снова хорошо видеть.

Интересное о ледовом спидвее

  • Не менее мотоцикла важны такие качества гонщика, как закалка и мужество. Для того, чтобы нестись на байке без тормозов да еще с огромными шипами на колесах, выполнять повороты почти лежа на скорости вплоть до 140-160 км/ч, необходима прекрасная техника вождения и огромная смелость. Ледовое покрытие стирается и портится шипами, и управлять байком становится очень сложно. Поэтому многое на пути к победе зависит от мастерства спортсмена. Важно уметь поддерживать скорость не только на гладком, но и на разбитом льду.
  • Мотогонки на льду весьма травмоопасны, но профессиональные спортсмены уже привыкли к этому. У каждого свой собственный стиль езды: одни думают головой и уделяют больше внимания технике, другие не задумываются об отсутствии тормозов и выжимают газ по полной, полагаясь на удачу. Гонщики, постоянно участвующие в соревнованиях, хорошо знают своих соперников и понимают, с кем можно гоняться, а от кого лучше подальше уехать. Поэтому страха не остается на смену ему приходит ответственность.

  • Ледовое покрытие имеет свои нюансы. В нашей стране лед всегда натуральный, а потому его качество зависит от погодных условий. При слишком низких температурах покрытие быстро разбивается шипами, при потеплении подтаивает. В Европе используется искусственный лед (как правило, мотогонки проходят на дорожках для конькобежцев). Качество такого покрытия регулируется специальными холодильными установками, стоит недоглядеть мотоцикл начинает трясти. Но профессиональный гонщик должен владеть техникой езды на любом покрытии.
  • Спортсмены начинают готовить свои байки к соревнованиям еще летом. В первую очередь приобретаются запчасти. Ремонт ходовой, рамы, замена крепежа, покраска, шиповка покрышек производится в сентябре. Некоторые гонщики собирают по частям 3 байка 2 основных и запасной.
  • Отношения конкурирующих гонщиков весьма неоднозначны. В парке, во время ожидания состязаний, они общаются и даже помогают друг другу. Но на треке каждый сам за себя, особенно если борьба ведется за титул чемпиона мира. Безусловно, мотогонки на льду, как и любая дисциплина, обязывают соперников вести себя корректно на трассе, но иногда конфликты по окончанию заездов все же неизбежны, остаются обиды.
Читайте также:  Ракетки для настольного тенниса. Виды и состав. Как выбрать

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом