Мототриал. Правила соревнований и мотоциклы. Особенности

Мототриал представляет собой техническую дисциплину, в которой спортсмены на мотоциклах соревнуются в преодолении природных либо специально созданных преград. Главное условие не прикоснуться к самому препятствию.

Историческая справка

Мототриал зародился в Англии в начале 20-го в. Поначалу он был увлечением богатых горожан и представлял собой скорее прогулки по пересеченной местности, нежели спортивные состязания. Мотоциклы тогда были примитивными, нисколько непохожими на современные. Однако это не мешало британцам пробираться по нагромождению камней или бревен, а также маневрировать по труднопроходимому ландшафту, стараясь не коснуться препятствия.

По окончанию Второй Мировой войны мотоциклетная промышленность стала бурно развиваться и эти транспортные средства стали доступны многим. А потому и мототриал постепенно перешел в массы, из Англии распространился в другие государства. К 1950-м гг. сформировались его основные черты и правила, большинство из которых применяются и сегодня.

В 1964 г. были организованы первые соревнования по мототриалу, получившие название Challenge Henry Goutars. Они включали 3 этапа, проходивших в разных государствах: Бельгии, Франции и Германии. Победа досталась англичанам. Вплоть до 1970-х гг. спортсменам из Великобритании принадлежало бесспорное первенство в этом виде спорта.

Поначалу мототриал подразумевал преодоление только естественных преград на открытой местности. Маршруты для соревнований прокладывались по горным массивам, ручьям, лесным тропам, зарослям растительности и т.п. Однако на таких трассах, удаленных от населенных пунктов, ощущался явный недостаток зрителей. Поэтому состязания вскоре были перенесены в закрытые залы и появилось новое направление мототриала Indoor Trial. А соревнования на естественных трассах получил название Outdoor Trial.

Читайте также:  Коврик для йоги. Виды и характеристики. Как выбрать. Материал

В настоящее время дисциплина пользуется огромной популярностью. Он признан Международной Мотоциклетной Федерацией как официальный вид спорта, по нему проводятся международные соревнования. Число его поклонников, как среди спортсменов, так и среди болельщиков, постоянно растет. Наибольшая популярность в Испании, Франции и, само собой, в Англии. Отечественные спортсмены тоже демонстрируют хорошие результаты на мировой арене. Одним из самых известных российских профессионалов в области триала является Сергей Серегин. Его карьера продолжается и сегодня, кроме того, он руководит школой в Москве, обучая тонкостям дисциплины спортсменов всех возрастов.

Мототриал и его правила

Спортсмены проходят 3 секции препятствий:

  • Индивидуальные.
  • Парные.
  • Прыжки в высоту.

В любой из секций недопустимо прикасаться к препятствиям частями тела. В противном случае райдер будет оштрафован. Минимальный штрафной балл равен 1, максимальный 5. Максимальный штраф налагается за 3 касания подряд, а также за оставление трассы. Парная секция, а также прыжки в высоту, если они не были пройдены спортсменом, влекут дополнительный штраф. Если по результатам заездов образовалась ничья, участникам предлагается еще одно одиночное препятствие. Каким оно будет, решается еще до начала состязаний. Если ничья сохраняется, победа достается тому, кто затратил меньше остальных времени на прохождение секции. Итоговые результаты заносятся в рейтинг FIM в соответствии с занятым местом на каждом соревновательном этапе.

Мотоциклы для триала

Техника, используемая в данном виде мотоциклетных соревнований, действительно уникальна. Ее нельзя спутать ни с какой другой. Это легкие байки, масса которых не превышает 80 кг. Объем двигателя составляет не более 280 куб. см. В них предусмотрена система водяного охлаждения, имеется шестиступенчатая КПП и бензобак, вмещающий 3 л топлива. Характерной технической особенностью является отсутствие резонатора, поскольку всю мощность мотора необходимо направлять на резкий отрыв мотоцикла с места при перепрыгивании между препятствиями. Вилка в мотоцикле для мототриала телескопическая, а система подвески задняя, с моноамортизатором.

Еще одним отличием триальной техники выступает отсутствие сидения. Оно и не нужно, ведь всю дистанцию спортсмены проходят в положении стоя. Кроме того, отсутствие седла снижает общий вес мотоцикла.

Читайте также:  Обзор характеристик рюкзаков для первоклассников и их лучших моделей

Интересные факты

  • Вес триального мотоцикла меньше, нежели масса тела самого спортсмена. Некоторые представители мототехники для данного вида спорта весят не более 66 кг. Это позволяет двигаться на них в воздухе под большим углом.
  • Мотоцикл для мототриала можно применять для вилли-езды на заднем колесе. Из имеющихся шести передач четыре очень короткие, с большим крутящим моментом. А учитывая малый вес, байк легко может подниматься на одно колесо. Неудивительно, что спортсмен Dougie Lampkin смог проехать на одном заднем колесе целых 60,7 км.
  • В 2005 г. французский спортсмен Adrian Vergnault поставил на триальном мотоцикле рекорд, попавший в книгу Гиннеса. Без трамплина он совершил прыжок на 7,7 м, что на 1 м меньше, чем олимпийский рекорд американца Boba Beamona, установленного в 1968 году.
  • На байке для триала можно взобраться даже на крышу дома. Преграды высотой до 3-х м. байкеры преодолевают без затруднений. Еще один рекорд Гиннеса установил Antoni Bou, взобравшись на своем байке на стену 3.24 м, что выше среднестатистического одноэтажного дома.

  • Для обычных прогулок по пересеченной местности триальный мотоцикл не подойдет топлива едва хватит для того, чтобы просто выехать за черту города. Когда Dougie Lampkin путешествовал по острову Мэн, он установил дополнительный бак на своего железного коня, только поэтому поездка смогла состояться. Однако в настоящее время выпускаются байки, с которыми доступен и мототриал, и поездки по дорогам общего назначения. У них есть сиденье, фары, и они могут развивать скорость до 120 км/ч.
  • Триал на мотоциклах может быть и парным. Существуют соревнования для мотоциклов с коляской, причем они признаются самыми техничными. Пассажир в этом случае играет важную роль он стабилизирует мотоцикл с помощью собственного веса при преодолении особенно сложных преград.
  • Мототриал один из самых любимых видов спорта. Он привлекает спортсменов и болельщиков всех возрастов, независимо от пола, профессии и близости к спорту. В него часто приходят спортсмены из других дисциплин, а те, кто не переходит, используют триальный мотоцикл для тренировки чувства баланса и контроля газа.
Читайте также:  Кольцевые автогонки. Виды соревнований и особенности. Техника

То, что в мототриале нет длительных прыжков и больших скоростей, не умаляет его зрелищности. Триал не менее популярен, чем эндуро или мотокросс. Профессионализм в управлении мотоциклом, демонстрируемый райдерами на соревнованиях, поражает они умудряются выходить из самых сложных ситуаций, поражая тем самым болельщиков. Это может показаться странным, но мототриал наименее опасный спорт с точки зрения получения травм. А потому нет нужды в большом количестве защитного снаряжения, достаточно только открытого шлема. Самое страшное, что может случиться на состязаниях мотоцикл упадет на спортсмена. В связи с этим на площадке обязательно присутствуют страховщики, которые не допустят подобного исхода.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом