Паркур. Спорт или нет. Безопасность и особенности

Паркур представляет собой преодоление препятствий в виде лестниц, бордюров, скамеек и других предметов окружающего пространства. Причем делается это только посредством тела спортсмена, без каких-либо дополнительных приспособлений, используя прыжки, подтягивания, вис, кувырки, бег и прочее. Сам термин французского происхождения и переводится как маршрут. А тех, кто занимается паркуром, именуют трейсерами от французского traceur прокладывающий путь.

Историческая справка

Паркур появился недавно, в 1990-х годах, во Франции. Его создателем стали Дэвид Белль и Себастьян Фук. Именно они организовали первые состязания, где сам Дэвид продемонстрировал прыжок с высоты в 10 м и приземление кувырком. Кроме того, он показал скольжение на одной ноге по перилам и подтягивание с помощью лишь одной руки. Соревнования, разумеется, носили любительский характер. Выступления снимались на видео, и эти ролики способствовали распространению дисциплины и росту ее популярности.

В 1987 Белль с товарищами сформировали в г. Лиссе первую в истории паркур-команду под названием Ямакаси, что в переводе с языка африканских народов означает сильное тело. Команда существовала много лет, создавая в процессе тренировок правила и философию новой дисциплины.

В итоге паркур стал неким симбиозом различных традиционных дисциплин, таких как акробатика, легкая атлетика, единоборства и даже альпинизм. Поэтому приходят в него прежде всего спортсмены, ранее занимавшиеся чем-то из перечисленного. Новичкам, далеким от спорта, крайне сложно освоить, поскольку в большинстве случаев они обречены на получение травмы.

В настоящее время паркур не считается спортом в большинстве стран мира. За исключением Англии, где занятия им входят в состав обязательной школьной программы.

Читайте также:  Лучшие фитнес-браслеты без привязки к смартфону, особенности и функции

Особенности

В основе паркура лежит один основной принцип, сформулированный еще его создателем: Преград не существует, есть лишь препятствия. Причем любое из них можно преодолеть.

Любое движение должно соответствовать трем главным требованиям:

  • Безопасность.
  • Эффективность.
  • Простота.

Суть дисциплины в том, чтобы научиться полностью контролировать собственное тело и владеть им в самых рискованных ситуациях. Трейсеры движутся по полосе препятствий, которая не оборудуется заранее, и им неизвестно, что встретится на их пути. Им приходится преодолевать не только лестницы, столбы, перила, но и крыши домов, мусорные баки, отвесные стены, совершая головокружительные прыжки на большой высоте. Самым сложным и зрелищным элементом в паркуре признается прыжок вслепую. Само название говорит за себя: трейсер не видит, куда ему предстоит приземлиться.

Прокладывая маршрут, трейсеры не пользуются ничем, кроме собственного тела. Единственное, что разрешено надевать специальную скальную обувь с резиновой подошвой. Она помогает удерживаться на выступах и более безопасно приземляться. Руки перед началом маршрута один раз можно посыпать магнезией во избежание скольжения.

Паркур очень красивое и эффектное зрелище. Но за этим стоит колоссальный и многосторонний труд. До того, как начать выполнять упражнения на улице, трейсеры долго занимаются в зале, отрабатывая каждое упражнение. Обязательным условием является соблюдение режима питания. Рацион должен состоять главным образом из продуктов, содержащих кальций, который способствует укреплению костей. О вредных привычках не может быть и речи. Но те, кто действительно хочет освоить паркур, готовы пойти на такие жертвы.

Эта дисциплина считается одной из самых травмоопасных. Увечья, которые могут получить трейсеры, очень разнообразны: ушибы, переломы, растяжения и даже сотрясение мозга. При выполнении элементов паркура наибольшую нагрузку испытывают ноги трейсера. А потому и большинство неприятностей случается именно с ногами. В первую очередь страдают колени, голеностопные суставы, мускулатура и связки. Но и другие части тела не защищены от риска. Ведь дисциплина объединяет в себе разные виды спорта, а потому объединяет и присутствующие в них виды травм.

Однако приходится признать, что виноваты в своих травмах в большинстве случаев сами спортсмены. Беда случается с ними как следствие переутомления или неправильных тренировок. К слову, Дэвид Белль, который не один год занимался паркуром, ни разу не получил травмы.

Читайте также:  Дельтапланеризм. Оборудование и экипировка. Правда и вымысел

Если говорить о летальных случаях, в паркуре они немногочисленны. По крайней мере, никакой статистики не существует. Известные смертельные исходы были связаны с падением в шахту лифта или с большой высоты во время перепрыгивания с крыши на крышу многоэтажек. Но поскольку одним из главных принципов паркура является безопасность, то такие необдуманные действия вообще нельзя отнести к этой дисциплине как к таковой. Вероятнее всего, это просто подростковое сумасбродство, желание поразить окружающих, пусть даже под влиянием паркура.

Спорт или нет

В классическом понимании спортом паркур назвать нельзя. Соревнований и даже показательных выступлений он не подразумевает. Трейсеры вступают в борьбу только с самими собой, со своими страхами и физическими возможностями. Его с большей уверенностью можно назвать искусством. Искусством перемещения в пространстве, уклонения и поддержания равновесия. Внешне он представляет собой способ перемещения в пространстве.

Тем не менее, развлечением также не является. Он не подходит для детей и подростков, которые в силу эмоциональной незрелости неспособны оценить уровень риска и собственные физические возможности. А ведь именно эта категория наиболее впечатлительна и подвержена порывам повторить головокружительные трюки паркурщиков, которые они видят в кино или на улице. С точки зрения безопасности паркур это экстремальная дисциплина, сопряженная с риском для жизни и здоровья. А потому она требует тщательной и грамотной подготовки и полного контроля не только над своим телом, но и над эмоциями.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом