Планеризм. Виды старта и соревнований. Развитие и особенности

Планеризм вид спорта и активного отдыха, где для полетов применяются безмоторные летательные аппараты небольшого размера (планеры). Планерный спорт подразумевает проведение соревнований, в которых целью участников является преодоление дистанции за наименьшее по сравнению с соперниками время.

История развития планерного спорта

Учеными установлено, что первые аппараты, которые были способны планировать за счет потоков воздуха, были сконструированы еще в Древнем Египте. А в Древней Греции в 400 г. Архитом Тарентским был изобретен и опробован в полете аппарат, похожий на птицу, который так и был назван Голубь. Несмотря на свою примитивность, Голубь вместе со своим пассажиром смог преодолеть 200 м. В 5 в. нашей эры китайский император Лю Бан тоже смастерил из дерева устройство, способное парить в воздухе.

Первые планеры, схожие с современными, появились в 19 в. Так, в 1853 г. английский изобретатель Джордж Кейли построил машину, которая смогла преодолеть небольшое расстояние. В конце 19 в. над планером экспериментировал немецкий ученый Отто Лилиенталь. Его опыт оказался более удачным.

В начале 20 в. конструкция планера была модернизирована и аппараты поступили в массовое производство. А после Первой мировой войны появился и планеризм, который быстро распространился по Западной Европе. В качестве показательной дисциплины уже в 1936 г. он был представлен на Олимпиаде в Берлине. Однако в программу Олимпийских игр планерный спорт так и не был включен. А в 1937 г. состоялся мировой чемпионат, принимающей стороной выступила Германия.

В нашей стране планеризм стал развиваться в эпоху СССР. В 1923 г. в Крыму прошел первый всесоюзный турнир-испытание, где были представлены 9 различных планеров и установлены первые рекорды. К 1941 отечественный планерный спорт насчитывал уже 13 мировых рекордов из существовавших 18. В 1948 г. была создана Всесоюзная секция планеризма. А в 1966 г. Федерация планерного спорта, которая в 1994 г. была переименована в Федерацию планерного спорта РФ. На международной арене отечественные спортсмены выступили только в 1958 г. К 2000 г. российскими планеристами было установлено еще 4 мировых рекорда.

Читайте также:  Утяжелители. Виды и устройство. Применение и как выбрать

В настоящее время Чемпионаты мира и Европы проходят регулярно, раз в 2 года. В них принимают участие мужчины, женщины и юные спортсмены. Организацией и проведением состязаний занимается Всемирная федерация авиационного спорта.

Современный планеризмВ состязаниях по планерным полетам принимают участие одноместные и двухместные машины, которые подразделяются на 2 типа:

  1. Планеры-парители, которые способны преодолевать большие расстояния с использованием восходящих термических потоков.
  2. Пилотажные планеры, которые могут совершать прямые и обратные полеты, а также фигуры высшего пилотажа.

Планеризм как вид спорта включает в себя несколько дисциплин, в каждой из которых представлены разные классы летательных аппаратов.

Планеры подразделяются на классы по ряду параметров, главными из которых выступают:

  1. Размах крыла.
  2. Способности к пилотажу.

Всего выделяют 4 класса этих летательных аппаратов:

  • Открытые.
  • С размахом крыльев 15 м.
  • С размахом 13 м.
  • Ультралегкие, весом не более 220 кг.

Все виды состязаний объединяются в 2 большие группы:

  1. Чемпионатные, включающие в себя национальные и международные турниры.
  2. Рекордные, направленные на установление рекордов дальности, скорости, высоты полета и пр.

Наибольший интерес представляют рекордные соревнования, в которых принимают участие все 4 класса машин. В каждом классе представлено 2 категории: основная и женская.

Планеризм предусматривает регистрацию 3 групп рекордов:

  1. Дистанционные дальность полета, дальность с возвращением на старт, замкнутый треугольный маршрут; свободная дистанция.
  2. Скоростные скорость на треугольном маршруте; скорость полета с возвращением на старт.
  3. Высотные максимальная высота, выигрыш высоты (с которой машина начала самостоятельно подниматься вверх).

Способы старта и полета

На соревнованиях по планеризму допускаются различные виды старта и использование одной из техник полета.

Виды старта

  • С применением амортизатора, или старт с откоса. Амортизатор натягивается группой из 2-3 человек и производится запуск планера.
  • Посредством лебедки. Это самый распространенный способ. Стальной трос лебедки (приблизительно 1 км в длину) наматывается на барабаны. Планер плавно поднимается. Где-то на 150-400 м происходит отцепка троса и он спускается вниз на небольшом парашюте.

  • Буксировка самолетом. Позволяет стартовать наиболее удачно. Для буксировки применяются тросы из стали, синтетики или канаты из пеньки. Отцепка возможна в любой удобный для пилота момент.
  • Самостоятельно. Такой старт возможен для машин, оборудованных вспомогательными двигателями.
Читайте также:  Обзор рюкзака Meizu, плюсы и минусы, функциональность изделия

Стартовавший безмоторный планер довольно быстро поднимается вверх. Теперь спортсмен может выполнять полет, используя одну из нижеперечисленных техник. Главное при этом найти восходящий термический поток воздуха, который будет способствовать поддержанию высоты.

Основные техники полета:

  • Полет в потоках обтекания. Это техника, при которой пилот использует так называемые потоки обтекания воздушные массы, возникающие у склонов вследствие обдувания их ветром. Эти потоки могут поднять планер на высоту до 1 км.
  • Полет в термиках. В этом случае планер парит в восходящих термических потоках, находясь на одной и той же высоте либо набирая ее. Термические потоки формируются в связи с неравномерным нагреванием поверхности земли над равнинами, полями, скалами она нагревается быстрее, и воздушные массы устремляются ввысь, увлекая за собой летательный аппарат.
  • Полет с облаками. Спортсмены могут использовать теплые воздушные потоки, собирающиеся в верхних, холодных слоях атмосферы. Эти потоки образуют кучевые облака. Используя их, планерист может преодолеть огромное расстояние, однако для этого требуется опыт. Кроме того, подобные полеты запрещены при грозе.

Правда и вымысел о планеризме

  • Заниматься планерным спортом может любой человек, не имеющий противопоказаний по здоровью. Это не совсем так. Дело в том, что планеризм устанавливает некоторые ограничения, в частности касаемо веса спортсмена (не более 103 кг вместе с парашютом) и роста (не более 193 см). Более высоким людям не запрещается летать на планере, однако это будет вызывать у них дискомфорт.
  • Для того, чтобы научиться полету, достаточно нескольких дней. Как говорится, по способностям. Однако первый самостоятельный полет станет возможным не менее, чем через 50 тренировочных с инструктором. Если погодные условия не способствуют учебным полетам, занятия проводятся на симуляторе. Кроме того, самостоятельный полет не означает, что обучение закончилось. Приобретение навыков продолжается, а в некоторых государствах предусмотрена даже сдача экзаменов.
  • Планеристы используют те же потоки воздуха, что дельтапланеристы и парапланеристы. Дельта и парапланы, имеющие тканевое крыло, легко набирают высоту даже на слабых термических потоках. А вот более тяжелый планер сможет парить только на больших массах воздуха.

  • Чем сильнее термический поток, тем большую высоту наберет планер. Не совсем так. Даже очень интенсивный термический поток сможет поднять планериста не более, чем на 3 км. Наибольшую высоту сможет набрать аппарат, использующий силу волновых потоков, возникающих обычно в горах. Однако здесь спортсмена подстерегает опасность: слишком разреженный воздух. Поэтому те, кто летает над горными массивами, обязательно должны иметь специальное снаряжение. Еще одна возможность быстрого набора большой высоты попадание в зону соприкосновения потоков разной температуры. Обычно это случается в пустыне либо над морем.
  • Чем меньше вес планера, тем выше его скорость. Скорость движения нарастает при нахождении в термическом потоке, а вне его (при перелете от одного потока к другому) развивать скорость мешает сопротивление крыльев. Поэтому при выполнении полетов на расстояние планеристы берут с собой балласт в виде цистерн с водой. Он крепится на концах крыльев. Если восходящий поток недостаточно интенсивен либо скорость набора высоты снижается, балласт открепляется открытием специальных клапанов.
  • Зимой парящие полеты не проводятся. Несмотря на то, что наиболее интенсивные восходящие потоки для средних широт характерны в теплое время года, потоки обтекания существуют круглый год, поэтому планеризм успешно развивается и зимой.
Читайте также:  Как смастерить своими руками скамью для жима со стойкой для штанги
Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом