Почему на велосипеде часто скрипят тормоза, ремонт и меры профилактики

Велосипед – универсальное средство передвижения, способ поддерживать себя в хорошей физической форме. Им увлекаются люди разного возраста, пола, социального статуса. Чтобы «двухколесный друг» служил долго и качественно, важно своевременно проводить техобслуживание. Например, если скрипят тормоза на велосипеде – это сигнал, что что-то не в порядке. В такой ситуации необходимо обязательно проверить их исправность.

Причины появления дефекта

Распространенными являются два типа тормозов – ободные (их также называют клещевыми или V-brake) и дисковые. Первые при торможении воздействуют на обод, замедляя его вращение и тем самым останавливая велосипед. Дисковые находятся в области втулки колеса и действуют как зажим, останавливая вращение.

Также известны барабанные тормоза – они сегодня практически нигде не используются, зато широкую область применения имели в 20 веке. И гидравлические – самые дорогие, применяемые на профессиональных байках. Причин, почему скрипят тормоза на велосипедах, может быть множество – от неисправностей до погодных условий.

Ободных тормозов

Ободные конструкции скрипят при торможении велосипеда чаще всего по следующим причинам:

  1. Материал. Чем мягче резина, из которой сделаны колодки, тем меньше шума и наоборот. Но мягкие материалы быстрее изнашиваются. Именно поэтому важно найти компромисс между износостойкостью и скрипучестью.
  2. Состояние обода. Виновным в возникновении неприятных звуков может быть сильный износ обода, если ему уже много лет либо он сделан из стали низкого качества. Еще одна причина – значительное загрязнение элемента, эту причину легко устранить самостоятельно.
  3. Положение колодок. Они должны находиться строго параллельно, без перекосов, прилегать к ободу по всей площади. Если происходит смещение, появляется скрип тормозов.
  4. Погода. Сырость делает сцепление колодок с ободом менее качественным, из-за чего система скрипит. В сухую погоду все приходит в норму.

Механизм, отвечающий за торможение, нуждается в профилактическом уходе. Если неприятный звук возникает даже на снятом колесе, нужно тщательно почистить и смазать механизм, а также обработать тросики его привода.

Читайте также:  Рыболовные снасти. Виды и применение. Что нужно и особенности

Дисковых тормозов

Причины скрипа дисковых тормозов могут быть такими же, как у ободных. Это банальное загрязнение и выход материала из строя. Точно так же, чем мягче колодки, тем меньше они шумят, но быстрее изнашиваются и напротив. Иногда даже пищат или свистят тормоза на велосипеде как раз по причине того, что колодки слишком жесткие.

По наполнению дисковые тормоза разделяют на металлизированные и органические. Первые более жесткие, долговечные, отлично фиксируют колесо, резко и «намертво». Этот фактор особенно важен для спортивных байков, горного транспорта. Органические гораздо мягче, быстрее приходят в негодность, требуют замены. Реагируют они тоже быстро, но только пока относительно новые. Зато дисковые тормоза скрипят на велосипеде гораздо реже, они практически бесшумны. Здесь приходится выбирать между надежностью, долговечностью и отсутствием дискомфортных звуков. Еще одна причина, почему скрипит дисковый тормоз, это расположение дисков и колодок не параллельно друг другу.

Как устранить

Если скрип тормозов вызван поломкой, выходом их из строя, поможет только замена отдельных элементов или всей конструкции. Если же нет, устранить проблему можно с помощью тщательной очистки и регулировки:

  1. Открутить отверткой и вынуть блокирующий элемент, снять тормозные колодки.
  2. Снять колесо с велосипеда, открутить тормозной диск. Крепления протереть мягкой тканью.
  3. Ротор промыть специальным раствором, а тормозной диск мягко обработать наждачной бумагой от неровностей и загрязнений.
  4. Затем протереть элементы мягкой тканью, диск обработать чистящей жидкостью и снова насухо протереть.
  5. Зачистить наждаком и сами колодки, но мягко и осторожно, чтобы не нарушить их целостность.
  6. Обработать колодки спреем для чистки тормозов, тщательно вытереть.
  7. Поставить все снятые элементы на место, тщательно подгоняя и проверяя правильность их положения.
  8. Если есть необходимость, отрегулировать положение тормозов с помощью инструментов.
  9. Провести притирку колодок. Для этого несколько раз разогнаться на велосипеде и затормозить. Делать это лучше на грунтовой дороге, а не на асфальте, чтобы не стереть резину.
  10. Если после проделанных манипуляций тормоза на велосипеде скрипят по-прежнему, значит, проблема все-таки в технической неисправности.

Притирка тормозов описанным выше способом рекомендуется также сразу же после покупки нового велосипеда. Неоднократный разгон с последующим торможением поможет лучше распределить смазочные вещества, улучшить прилегание колодок к ободу.

Демонтировать колесо
Снять тормозной диск
Обработать чистящей жидкостью, вытереть насухо
Зачистить колодки наждачной бумагой, обработать специальным средством
Собрать конструкцию




Читайте также:  Рейтинг самых популярных видов спорта

Меры профилактики

Чтобы продлить ресурс тормозов на велосипеде и избежать неприятных звуков, стоит принимать профилактические меры. Важно правильно эксплуатировать систему. А именно: правильно сбрасывать скорость, тормозить. На большинстве современных велосипедов стоят два тормоза – передний и задний. Обычно велосипедисты считают, что логичнее использовать задний в любой ситуации. Однако, это разумно только при движении с умеренной скоростью.

Если резко заблокировать заднее колесо при движении с большой скоростью, центр тяжести переместится вперед, в результате чего шина может оторваться от земли, начать проскальзывать. Мгновенной остановки не случится – колесо начнет «вилять», станет неуправляемым, что чревато падением райдера.

При торможении на большой скорости или в экстренной ситуации правильнее будет использовать передние тормоза. В этом случае вес пользователя будет давить как раз на нужное колесо, чтобы остановка произошла быстрее. В остальных случаях логичнее применять комбинированный способ. С помощью задних плавно сбрасывать скорость, а передними останавливать транспортное средство окончательно. Это наиболее щадящий метод, позволяющий дольше сохранить тормозную систему в работоспособном состоянии – без скрипов, писков, преждевременного износа.

Важная мера профилактики – держать тормоза велосипеда и обод в чистоте. Регулярно очищать от видимых загрязнений, а также обезжиривать специальными жидкостями, растворителями. Это позволит избавиться от резинового налета, который оставляют колодки, прочей грязи. Быструю очистку рекомендуется проводить после каждой поездки.

Смазывать велосипедные тормоза необходимо в соответствии с инструкцией, рекомендованными препаратами. Что касается цепи, ее лучше смазать жидким маслом, а не средством в виде аэрозоля. Потому что последний может случайно попасть на тормозной диск или обод, что ухудшит их работу. При использовании полиролей также нужно тщательно следить, чтобы они не попали на соседние детали, а излишки – вытирать салфеткой.

При возникновении проблемы неприятных звуков следует понимать, что сами по себе скрипящие тормоза велосипеда – это не беда. В беду может вылиться первопричина скрипа – поломка, износ, коррозия. Если не обратить внимания сразу, система может окончательно выйти из строя в самый неподходящий момент – на дороге или горной тропе, что представляет угрозу для здоровья и жизни райдера.

Читайте также:  Спортивные часы. Виды и функции. Как выбрать и особенности

Чтобы тормозная система работала корректно, нужно правильно сбрасывать скорость, тормозить
Важная мера профилактики – держать тормоза велосипеда и обод в чистоте
Смазывать тормоза следует в соответствии с инструкцией


Видео

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом