Самолетный спорт. Развитие и виды соревнований. Особенности

Самолетный спорт относится к техническим дисциплинам и выступает одним из видов авиационного спорта. Его отличительная особенность заключается в том, что спортивным оборудованием здесь является самолет.

История развития дисциплины

Самолетный спорт относительно молодой, он возник только в начале 20 в. благодаря пропаганде Международной авиационной федерации. Первые соревновательные полеты были организованы во Франции, недалеко от Парижа. Здесь же были установлены и первые официальные рекорды: скорости 41,3 км/ч и дальности 220 м.

В нашей стране точкой отсчета истории самолетного спорта считается открытие Всероссийского аэроклуба (Питер, 1908 г). Подразделения аэроклуба вскоре появились и в других регионах: на Дальнем востоке, в Иркутске, Оренбурге, Нижнем Новгороде.

Отечественными спортсменами в период с 1910 по 1914 гг. было установлено более 10 мировых рекордов в разных программах соревнований. Первым рекордсменом стал Н.Е. Попов в 1910 г. по продолжительности полета (2 ч. 04 мин.) и высоте (600 м).

В СССР распространению самолетного спорта содействовали различные общества, организуемые на добровольческих началах: Общество друзей воздушного флота, Осоавиахим, ДОСААФ СССР; Центральный аэроклуб СССР и другие. Самым популярным соревновательным направлением долгое время оставались сверхдальние полеты без посадки. Так, в 1937 г. команда советских спортсменов в составе М. Громова, А. Юмашева и С. Данилина на самолете АНТ-25 установили рекорд беспосадочного перелета.

Первые соревнования на титул чемпиона СССР были организованы в 1949 г. на аэ­ро­дро­ме Ту­ши­но. В программу состязаний вошло также выполнение фигур высшего пилотажа. А спустя 10 лет сформировалась Федерация авиационного спорта, которая в 1960 г. стала членом международной комиссии по выс­ше­му пи­ло­та­жу.

С 1960 г. на постоянной основе проходят мировые чемпионаты по самолетному спорту (1 раз в 2 года) , а с 1977 г. чемпионаты Европы. Первый чемпионат мира прошел в России (г. Новосибирск), где отечественная команда на самолетах ЯК-52 получила титул чемпиона.

В 1960 г. был уч­ре­ж­ден Кубок Арести, получивший свое название по имени известного летчика и президента Международной федерации авиаспорта. Его получал аб­со­лют­ный чемпион мира по высшему пи­ло­та­жу высшего уровня. Впервые кубок был присужден испанскому спортсмену Т. Кас­та­ньо в 1964 г., а в 1966 г. этой чести удостоился советский летчик В. Д. Мар­темь­я­нов.

Читайте также:  Спортивное плавание. Виды и соревнования. Польза и особенности

В 1962 г. в Советском Союзе была учреждена собственная награда Кубок им. П. Н. Не­сте­ро­ва. Им награждали национальную команду, если она одерживала первенство на мировом чем­пио­на­те по выс­ше­му пи­ло­та­жу.

В 1977 г. ФАИ выступила организатором первых Всемирных воздушных игр, в которых поучаствовало более 1700 спорт­сме­нов, представлявших различные государства. Наша сборная выиграла 38 медалей: 17 золото, 12 серебро, 9 бронза.

Современный самолетный спорт

В настоящее время для производства самолетов, используемых в спортивных целях, применяются такие материалы, как дерево, легкие металлы и синтетические материалы. Летательные аппараты оснащаются, как правило, поршневыми моторами, в редких случаях встречаются турбинные или турбовинтовые.

В состязаниях принимают участие одноместные и двухместные самолеты, которые, согласно международной классификации, относятся к классу С.

Самолетный спорт включает в себя 2 соревновательных направления:

  1. Установление рекордов по скорости, высоте, дальности, длительности полета и грузоподъемности на самолетах различных типов.
  2. Состязания в фигурах высшего пилотажа на одно- и двухместных спортивных и учебных самолетах, а также в авиаралли и на точность приземления.

Все спортсмены-летчики в обязательном порядке получают допуск к полетам. Для этого они сдают экзамены по теории управления самолетом определенного класса, проходят спецподготовку и тренировку. После успешного завершения учебной программы им выдается удостоверение установленного образца.

Могут быть предусмотрены и дополнительные экзаменационные испытания, например:

  • Осуществление связи по радиотелефону.
  • Полеты ночью и вслепую.
  • Выполнение фигур высшего пилотажа.
  • Осуществление буксировки планера.
  • Высадка парашютистов.

Виды соревнованийСамолетный спорт предусматривает проведение состязаний по следующим программам:

  • Высший пилотаж.
  • Авиаралли.
  • На точность приземления.
  • Авиагонки.

Соревнования по выс­ше­му пи­ло­та­жу

В этой программе принимают участие поршневые од­но­дви­гательные летательные аппараты и их группы (в том числе планеры). Все фигуры, выполняемые спортсменами, включены в справочник, именуемый каталогом Аре­сти и утвержденный Международной федерацией.

По высшему пилотажу с 1991 г. проходит Кубок мира (с 1997 г. он переименован в Гран-при ФАИ). В рамках этих состязаний пилоты показывают свободную программу, рассчитанную на 3–4-мин., под         музыкальное сопровождение. Все элементы выполняются в ограниченном пространстве, которое называется пилотажным кубом и располагается в пре­делах высоты от 100 до 1000 м над землей в квадрате со стороной 1 км.

Читайте также:  Джиу-джитсу. Соревнования и правила. Принципы и особенности

Авиаралли

Подразумевают максимально точное прохождение заданного маршрута. Последний представлен в виде описания и карты, на которой отмечены контрольные точки. Экипажу выдаются также фотоизображения всех контрольных ориентиров. Завершает полет приземление в строго установленном месте.

Авиагонки

Одно из самых зрелищных состязаний, где спортсмены на большой скорости выполняют трудные маневры и акробатические трюки с целью показать лучшее время и технику. Другое название воздушных гонок авиа слалом.

Впервые авиагонки прошли в Австрии в 2003 г. Они произвели фурор, собрав огромное количество болельщиков. После этого многие спортсмены стали пробовать себя в этом направлении, и авиагонки прочно вошли в самолетный спорт. С 2005 г. на регулярной основе проходят национальные чемпионаты по авиаслалому в различных государствах: Соединенных Штатах, Франции, Испании, ОАЭ и пр. В 2017 г. принимающей стороной для одного из этапов состязаний стала Казань. С тех пор воздушные гонки каждый год проводятся и в нашей стране, набирая не менее 100 тысяч болельщиков.

Авиагонки часто сравнивают со знаменитой «Формулой-1». Самолеты несутся на огромной скорости более 350 км/ч. Протяженность дистанции составляет 5 км, а сама трасса оборудована таким образом, чтобы позволить спортсменам максимально продемонстрировать свои умения в области управления самолетом. На одном из отрезков установлены столбы, а также тканевые и бумажные ворота высотой 25 м. с крутыми виражами. Правилами предусмотрено, что синие столбы необходимо пролетать горизонтально, а красные – вертикально. Столбы, установленные в один ряд, преодолевают змейкой. Победу одерживает спортсмен, который преодолел трассу за меньшее время и с меньшим количеством технических ошибок. Кроме того, важно в строгости соблюдать заданный маршрут и поддерживать установленные показатели высоты и угла полета.

Авиагонки состоят из трех этапов, в каждом из которых спортсмены выступают сольно. Первым этапом становится тренировочный полет он дает возможность изучить маршрут. Второй этап это отборочные состязания, в рамках которых пилоты два раза преодолевают трассу. В зачет идет лучший результат. Те, кто перешел на третий этап, выполняют итоговый полет на время. За преодоление разных участков дистанции начисляется определенное количество очков. И все же установить чемпиона не всегда просто: иногда преимущество измеряется буквально в долях секунды.

Читайте также:  Гит (велоспорт). Правила и тактика. Соревнования и особенности

Самолетный спорт предусматривает и возможность дисквалификации гонщиков. Причинами могут стать:

  • Чрезмерные перегрузки.
  • Несоблюдение маршрута.
  • Отклонение от заданной высоты.

В авиагонках принимают участие современные спортивные самолеты, легкие и маневренные. Их вес не превышает 600 кг, а скорость, которую они способны развивать, достигает 1,1 км/мин. Командам разрешается самостоятельно совершенствовать свои летательные аппараты, что требует немалых финансовых вложений. Поэтому авиаслалом считается дорогостоящим спортом, вследствие чего он не всегда доступен даже профессионалам.

Самолетный спорт требует не только денежных вложений, но и серьезного обучения, многодневной практики, постоянного участия в состязаниях, в результате чего формируются профессиональные навыки и мастерство. Этим и определяется зрелищность воздушных соревнований, которые даже с экранов телевизоров заставляют замирать дыхание. А тех, кому посчастливилось приобрести билет на аэродром и увидеть полеты в живую, поистине можно назвать везунчиками.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом