Спасательный круг. Виды и характеристики. Размещение и применение

Тот, кому посчастливилось побывать в воде одетым и без средств спасения, прочувствовал на себе, как быстро намокшая одежда начинает тянуть ко дну и сковывает движения, мешая удержаться на поверхности. Буквально 10 мин. хватает для того, чтобы выбиться из сил, особенно при наличии волн. А если учитывать, что температура воды за бортом может оказаться слишком низкой, ситуация еще более усугубляется возможны переохлаждение и потеря сознания.

Большинство летальных исходов на воде возникает вследствие отсутствия средств спасения или пренебрежения ими, и это подтверждается статистическими данными. Поэтому любое судно, в том числе маломерное, в соответствии с законодательством должно быть оснащено такими средствами по числу пассажиров и членов экипажа. В настоящее время арсенал индивидуальных средств спасения очень велик, но самым распространенным был и остается спасательных круг поплавок яркого цвета в виде подковы или бублика.

Немного истории

Своим появлением спасательный круг обязан известному изобретателю эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, разработавшему проекты лодки, танка и парашюта. Он нарисовал эскиз приспособления, но не составил описания, поэтому науке неизвестно, из чего и как да Винчи предполагал изготавливать свой круг.

Увы, но это полезное изобретение было принято на вооружение далеко не сразу. Его официальному признанию способствовало далеко не приятное событие. Крушение пассажирского лайнера Лузитания у Ирландских берегов, которое унесло около 1200 человеческих жизней. После столкновения с подводной лодкой лайнер получил резкий и сильный крен, что помешало опустить на воду шлюпки. В 1915 г. средства спасения стали обязательным снаряжением на всех судах.

Спасательный круг и его характеристикиСовременное приспособление изготавливается по ГОСТу, которым утверждены следующие его параметры:

  • Внешний диаметр 680-760 мм.
  • Внутренний диаметр — 450 мм.
  • Ширина кольца — 100–160 мм.
  • Толщина — 80–100 мм.
  • Вес приспособления 2,5 4 кг.
  • Плавучесть около 14 кг.

Спасательный круг может надуваться, изготавливаться из тростника, цельной пробки или стружки, а также из вспененных водоотталкивающих синтетических материалов. Оболочка производится из ПВХ. Изделие, выполненное согласно всем существующим требованиям, удерживает на воде груз весом 14 кг на протяжении 24 часов.

Читайте также:  Ружье для подводной охоты. Виды и применение. Как выбрать

Цвет круга может быть различным: красным, оранжевым и даже белым, а также с полосками. Главное, чтобы он был хорошо заметен на воде. Некоторые изделия имеют леер приспособление, позволяющее держаться за круг одновременно нескольким людям. Чтобы пострадавших стало возможно поднять на судно, круг фиксируется на борту специальным тросом.

Отдельные спасательные круги оснащаются самозажигающимися огнями и автоматическими дымовыми шашками. Огни имеют белый цвет, работают от источника питания и могут гореть более двух часов непрерывно либо быть проблесковыми. Огнями должны быть оборудованы не менее половины всех спасательных кругов, имеющихся на судне, а 2 из них должны иметь также шашку, действующую в течение 15 мин.

В зависимости от обстоятельств угодившему в воду человеку бросают либо обычный спасательный круг, либо укомплектованный самозажигающимся огнем и шашкой. Например:

  • Если плавсредство стоит на якоре, следует бросить пострадавшему круг с тросом, чтобы его не отнесло течением.
  • Если судно движется, бросать обычный круг нет смысла − он уплывет вслед за судном. Здесь необходим сигнальный круг: в светлое время суток с дымовой шашкой, в темное с самозажигающимся огнем.

Разновидности спасательных круговДанные средства спасения подразделяются на легкие и тяжелые:

  1. Легкий круг имеет оболочку из пластмассы и плавучий наполнитель внутри. Его наружный диаметр составляет 750 мм, внутренний 450 мм, толщина 100 мм, масса 2,5 кг. Оснащается 30-метровым линем (тросом), полосками из светоотражающей ленты и светящимся буем.
  2. Тяжелый спасательный круг отличается своим весом 4 кг. Он комплектуется 30-метровым плавучим тросом, светоотражающими полосками и светодымящим буем. Тяжелые круги используются на больших кораблях.

Где размещают спасательные кругиРасположение средств спасения закреплено в законодательстве, а именно в Приказе Министерства труда РФ. Согласно этому документу, круги должны устанавливаться:

  • На обоих бортах плавсредства и на открытых палубах. Доступ до них не должен быть затруднен, ни один спасательный круг не закрепляется наглухо, чтобы его легко можно было направить пострадавшему. На всех средствах спасения на латинице делается надпись, содержащая название корабля и порта, к которому оно приписано.
  • У трапа. Здесь располагают круг с автоматически включающейся лампочкой.
  • На шлюпках. Все круги комплектуются 15-метровыми тросами.
  • У того места, где проходят работы за бортом. Спасательные круги при этом оснащаются 30-метровыми тросами.
  • Во время буксировки круг в обязательном порядке располагается у места закрепления буксировочного каната.
  • При пересадке людей с одного судна на другое круги с тросами не короче 30 м вывешиваются в зоне видимости.
  • При производстве грузовых операций круги размещаются у места подъема груза специальными механизмами по обоим бортам, а также у дверей или ограждений, где передвигаются люди. Длина троса должна быть достаточной для того, чтобы подать трос к противоположному борту.
  • При обслуживании устройств и оборудования на технических судах спасательные круги вывешиваются: через каждые 25 м по всей длине грунтопровода; при установке земснаряда один круг со светящимся буем.
Читайте также:  Кросс-кантри на мотоциклах. Виды и соревнования. Особенности

Правила пользования

При пользовании спасательным кругом необходимо следовать инструкции, предусмотренной как для спасаемого, так и для спасателя.

При обнаружении человека за бортом, спасатель выполняет следующую последовательность действий:

  • Снимает круг с крепления вытянутой рукой.
  • Делает 2-3 взмаха от плеча к плечу или же один большой размах.
  • Выбрасывает круг плашмя за борт так, чтобы средство спасения оказалось в зоне досягаемости пострадавшего.

Важно соблюдать осторожность при выбрасывании круга, чтобы не попасть человеку в голову. Спасательный круг довольно тяжелый и может причинить травму вплоть до потери сознания. Бросая, необходимо также принимать во внимание скорость движения судна, направление течения и ветра.

Спасаемому необходимо:

  • Вытянуть вперед руки и ухватить спасательный круг.
  • Надавить на него так, чтобы он расположился вертикально, просунуть в кольцо сначала руку и голову, а потом вторую руку в таком положении можно долго держаться на поверхности воды, не прилагая особых усилий.
  • Если необходимо плыть в направлении судна, следует лечь грудью на приспособление и грести при помощи рук.
  • Не опускать круг ниже уровня груди, чтобы не потерять равновесие и не перевернуться вниз головой.

Спасательным кругом могут пользоваться двое пострадавших, держась за леер, расположенный с внешней стороны кольца. При этом один человек должен находиться напротив другого. Если один из пострадавших умеет плавать, ему следует уступить средство спасения другому, а самому держаться за леер одной рукой.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом