Супермото. Соревнования и правила. Техника и особенности

Супермото – недавно сформировавшийся вид мотоспорта, отличающийся весьма неординарной историей. Его зарождению послужило в 1979 г. популярное в США телешоу, а в Европу эта дисциплина пришла спустя 6 лет.

История развития супермото

Шоу, считающееся точкой отсчета новой мотоциклетной дисциплины, было организовано американским каналом Wide World of Sports. В ходе программы выявляли самого быстрого гонщика в различных дисциплинах: кросс, эндуро, шоссейные гонки, триал и другие. При этом каждый участник мог использовать лишь один мотоцикл, выбранный им в начале шоу. Передача привлекла внимание более 20 млн. зрителей. Трудно было заранее определить, какой байк станет оптимальным для прохождения всех предлагаемых испытаний. В итоге среди всех моделей явное преимущество получил классический мотоцикл для кросса, имеющий широкие колеса и надежные тормоза. Он легко развивал скорость 160 км/ч по прямой, без затруднений преодолевал различные трамплины и не терял ускорения на грунте.

Шоу выходило в эфир до 1985 г., а потом было закрыто. В США интерес к новому виду мотогонок стал угасать, но вот во Франции появилось множество последователей формирующейся дисциплины. Именно французы пустили в ход термин supermotard супер-мотоциклист, который и послужил названием для нового вида спорта.

Супермото очень быстро получило признание среди французов. Этому послужило хорошо развитое дорожное сообщение. Из Франции новый вид спорта зашагал по Европе. Мотоциклы, специально предназначенные для таких гонок, в то время еще не выпускались, а потому спортсменам приходилось собственноручно модернизировать имеющуюся технику. Базой для усовершенствования становились байки для кросса или эндуро, имеющие наиболее мощные моторы. Чтобы долго ездить по разнообразным дорожным покрытиям с большим ускорением двигатели должны были обладать большим ресурсом, а потому модернизация имела целью, в первую очередь, повышение срока их эксплуатации.

Читайте также:  Драг рейсинг. Соревнование и развитие. Техника и особенности

В 1991 г. был организованы первые соревнования по новой дисциплине Золотой Руль. Они были весьма успешны, благодаря чему стали ежегодными. Для их проведения использовалась трасса Carole близ столицы Франции. С 1993 г. состязания снова стали транслироваться по ТВ, причем на федеральном уровне. За состязаниями следили не только французы, но и жители соседних государств, например, Италии и Испании. Это способствовало распространению спорта по Европе.

Вскоре спорт пришел и в Соединенные Штаты. В 2003 г. здесь были проведены официальные соревнования. Сегодня гонщики из Америки занимают сильные позиции. Так, в 2007 г. гонщик из Штатов Джеф Вард одержал победу на европейском чемпионате «Золотой руль».

При этом европейский и американский супермото имеют определенные отличия. Так, в Европе трассы имеют по большей части асфальтовое покрытие (70%), а грунтовое составляет меньшую часть (30%). В Америке участки трассы с грунтовым покрытием могут составлять 50% общей протяженности дистанции.

Современный супермото и его правила

В настоящее время используется 2 основных термина:

  • Супермото вид спорта и непосредственно состязания.
  • Супермотард конкретный тип мотоциклетной техники.

Трасса для гонок имеет как заасфальтированные участки, подобно трассам для шоссейно-кольцевых гонок, так и участки с грунтовым покрытием подобно трассам для мотокросса. Заезды проводятся на специализированных мотоциклах. Их целью является демонстрация возможностей мотоцикла на трассе с разнообразным дорожным покрытием. Дистанция для состязаний включает в себя участки, покрытые как асфальтом, так и грунтом, в соотношении 70%:30%. Протяженность маршрута варьирует в пределах 0,5 2 км.

Соревнования проходят, как правило, в 4 этапа:

  • Официальная тренировка в течение 15 мин.
  • Квалификация (3 круга).
  • 2 финальных заезда.

К финальным заездам допускаются только те участники, которые прошли тренировку и квалификацию (не более 32 человек). Продолжительность финальной гонки 15 мин. плюс 2 круга. На старте гонщики располагаются по 4 человека по диагонали.

Дистанция считается преодоленной, если участник выполнил 75% ее общей протяженности и финишировал не позднее, чем в течение 5 мин. после лидера. Сигнал об окончании гонки подается клетчатым флагом. С этого момента все участники снижают скорость и, не совершая обгона, приводят мотоциклы к линии финиша.

Читайте также:  Свод правил для безопасной езды на велосипеде, основные сигналы рукой

В личном зачете победа присуждается гонщику, набравшему максимальную сумму баллов за все заезды. Если образовалась ничья, победитель выявляется по наибольшему количеству очков во 2-м финальном заезде.

В командном зачете победителем становится команда с большим количеством очков, начисленным двум ее членам с наилучшими результатами. При наличии ничьей первенство достается сборной, чей участник имеет лучший личный результат.

Победителей супермото организаторы соревнований награждают призами и памятными подарками, в том числе медалями и дипломами.

Штрафные санкцииК участникам соревнований могут применяться следующие виды взысканий:

  • Фальстарт пенализация (добавление штрафного времени) 15 сек.
  • Невыполнение распоряжений организаторов и должностных лиц состязаний, неспортивное поведение дисквалификация с обнулением результатов.
  • Опасная езда снятие с состязаний. Повлекшая за собой падение противника с мотоцикла лишение лицензии и временный запрет на участие в дальнейших соревнованиях.
  • Отсутствие на открытии состязаний и прочих официальных мероприятиях денежный штраф в размере 3 тыс. руб.
  • Нарушение ПДД при движении по дороге общего назначения пенализация 30 сек. либо отстранение от второго финального заезда.
  • Курение на территории закрытого парка участников – дисквалификация.
  • Отказ от размещения на мотоцикле рекламы организатора штраф 1 тыс. руб.
  • Любое повторное взыскание на одном и том же этапе отстранение от гонки.

Техника

Базой для используемой техники стали кроссовые мотоциклы. Главное отличие меньший диаметр колес и использование шоссейных покрышек. Такой байк требует от спортсмена технических навыков управления кроссовым мотоциклом с поправками на большее сцепление с асфальтом и более серьезную тормозную систему.

Гонщику необходимо реагировать движениями корпуса на смещения байка при быстром наборе скорости и резком торможении, выступая в противовес им. Руль при этом становится главным инструментом контроля угла наклона мотоцикла.

Первые мотарды были сконструированы в Штатах в 1979 г. Они представляли собой объединение дорожного и кроссового мотоциклов и использовались в телешоу компании Red Bull. Когда супермото приобрело популярность, многие стали переделывать в мотарды мотоциклы для эндуро, устанавливая на них 17-ти дюймовые колеса с покрышками из силикона.

По мере развития дисциплины и усложнения соревнований стали выделять несколько категорий техники:

  • Универсальные супермотарды, подходящие для массового использования, в том числе в городе.
  • Спортивные супермотарды, предназначенные только для соревновательных заездов.
  • Городские мотоциклы, не являющиеся мотордами, но сделанные под них.
Читайте также:  Основные правила игры в сквош, требования к инвентарю и корту

Первоначально конкретные инженерные решения для супермото отсутствовали, и все мотарды были плодами изысканий изобретателей. Большинство из них так и не получили признания, поскольку имели большой вес и были эффективны только на асфальте, но не на грунте. Только к 1990-м гг. появилась наиболее эффективная модель байка для данного спортивного направления, которую использовали наиболее известные производители KTM, Husaberg, Husqvarna и CCM. Японцы отказались от применения этой концепции, поскольку в принципе не принимали всерьез новое спортивное направление.

Вскоре в Европе появилось множество небольших фирм, переделывающих серийные японские мотоциклы для эндуро и кросса в супермотарды. Их оформляли пластиковыми деталями и различными наклейками и продавали от лица конкретной компании (например, «Monnier» в Швейцарии или «Dallara» в Италии). Многие из подобных организаций функционируют по тому же принципу и сегодня.

По мере развития дисциплины внутри нее выделилось особое питбайк-направление. Его последователи использовали для соревнований специализированные питбайки маленькие аналоги супермотардов. Это ответвление становится все более популярным. Именно с него спортсмены начинают осваивать азы езды на одноименных мотоциклах.

Супермотарды отлично подходят для езды по городским дорогам. Они узкие и легко противостоят препятствиям в виде ям, бордюров и даже лестничных маршей. Сидеть на нем очень комфортно, а мощность весьма приличная. Многие называют их веселыми мотоциклами, поскольку мотарды позволяют ездить на одном колесе и выполнять другие подобные фокусы.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом