Тобогган. Виды и трассы. Устройство и применение. Особенности

Слово «тобогган» относится к диалекту эскимосов Канады и означает сани без полозьев. Это самая древняя разновидность саней. Они служили транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров. Сегодня же тобогганом называют большое количество различных устройств для спуска с горы не только зимой, но и летом.

В конце 19 в. бесполозные санки получили распространение в Соединенных Штатах. Там даже проходили турниры по спуску с гор на скорость.

В 20 в. тобогган был усовершенствован и состязания по спуску со склона на нем приобрели официальный характер. В 1923 г. сформировалась Международная федерация бобслея и тобоггана. Сегодня турниры по тобоггану уже не проводятся, но в названии спортивной организации этот термин остался как дань традиции.

Что представляет собой тобогган

Другое название этого приспособления плоские сани. Поверхность их ровная, а передний край задран вверх. Полозья отсутствуют. Первоначально сани представляли собой несколько скрепленных ремнями досок с бортами из шкуры животных или бересты. Сегодня для изготовления саней используется дерево, пластик и другие материалы.

В движение санки приводились людьми, собачьими упряжками или домашним скотом. Современные тобогганы управляемые и рассчитаны на двух человек. Сейчас они используются в основном для спортивных игр и развлечений. Но в некоторых северных регионах с частыми метелями и снегопадами их до сих пор применяют в качестве транспортного средства. Плоские сани бывают легкими, на которых можно перевезти максимум трех человек с небольшим багажом, а бывают и большие экипажи, на которых можно путешествовать. Однако и здесь катание на санях выступает не только необходимостью, но и элементом национальной культуры. Веселые спуски завершаются вечеринками с горячими напитками и вкусностями дома у камина.

Тем не менее тобогган как средство транспортировки еще не изжил себя. Можно встретить и большие промышленные сани, на которых перемещают габаритные и тяжелые грузы.

Еще одна разновидность плоских санок плетеные. Самое большое распространение они получили на Мадейре, где их называют Carros de Cesto do Monte. В 19 в. они выступали общественным транспортом для местного населения на них можно было быстро спуститься из деревушки Монте, расположенной в горах, в город Livramento. Сегодня катание на плетеных санях представляет собой аттракцион для туристов, желающих познакомиться с традициями острова.

Читайте также:  Иайдо. Соревнования и обучение. Аттестация и особенности

Вообще, называть плетеные сани тобогганом не совсем правильно, ведь их конструкция существенно отличается от традиционной. Но название прижилось и используется до сих пор. Корзины для размещения пассажиров плетут вручную и устанавливают на деревянный каркас. Управляют санками 2 водителя, на местном диалекте именуемых каррейрос. Извозчики носят белые одежды, на ногах специальная обувь на большой платформе, необходимая для торможения, а на голове национальные мадерьянские шляпы из соломы. Каррейрос управляют тобогганом при помощи веревок, а для более быстрого хода часть саней, соприкасающуюся с землей, смазывают жиром.

Разновидности трасс и тобогганов

Сегодня существует несколько видов трасс для катания на плоских санях, для каждой из которых предусмотрена своя конструкция тобоггана.

Наибольший интерес представляет трасса-желоб протяженностью от 250 м до 2,5 км. Ее мастерят из нержавеющей стали и оснащают трамплинами и крутыми виражами. Отдельные элементы конструкции соединяют при помощи сварки или скользящих соединений, которые могут компенсировать изменение длины при перепаде температур. Трасса огораживается защитными трубами, которые изолируют острые края желоба и препятствуют вылету санок за пределы желоба.

Для спуска по такой трассе используется полозной или роликовый тобогган. Первый тип оптимален для прохождения крутых склонов (до 60 градусов). Эти сани оснащаются парой колес и двумя парами полозьев по бортам. На полозьях происходит скольжение по желобу.

Для более покатых спусков (не более 30 градусов) применяются сани на 4-х обрезиненных роликах. Они развивают намного большую скорость. Такой может вмещать двух пассажиров такая разновидность называется двухместный твинбоб. Он тяжелый, но удобный и может двигаться со скоростью порядка 40 км/ч.

У таких санок имеется тормоз единственное средство для управления ими. В принципе, в нем нет острой необходимости, ведь трасса построена так, чтобы тобогган не смог улететь из желоба. А в конце пути его принудительно тормозит специальное устройство. Однако те, кто испытывает страх, могут дернуть соответствующий рычаг на любом участке трассы. При торможении следует учитывать, что сзади могут подоспеть другие санки, едущие с большей скоростью, в результате чего произойдет столкновение. Для предотвращения такого события некоторые трассы оснащаются электромагнитными тормозами. Они регулируются датчиками, фиксирующими расстояние между следующими друг за другом тобогганами, и автоматически замедляют более быстрые сани.

Читайте также:  Сноубординг. Виды и особенности. Снаряжение и экипировка

Такую трассу эксплуатируют в качестве аттракциона круглый год. Но в тех регионах (например, в Альпах), где часты осадки, желоб быстро выходит из строя. Да и кататься в непогоду не представляется возможным. Там трассы делают заподлицо со склоном и дополнительно накрывают сверху щитами. Поверх таких желобов прокладываются традиционные маршруты для горнолыжного спорта.

Рельсовый

С 1997 г. в горах можно встретить новую разновидность трасс — «альпийские горки». Кататься на них можно в любое время года направляющие в виде труб подняты на такую высоту, чтобы их не могло занести снегом. Тобогган движется по такой горке на роликах, опираясь на рельсы-трубы. Маневренность таких трасс ниже, чем у желобных, но это компенсируется конструкцией самих санок, качающихся на виражах.

Старт может происходить как сверху, так и снизу. Если стартуют внизу, то тобогган с пассажиром поднимают вверх, как это происходит на американских горках. Для этого существует специальная подъемная трасса. Для старта из верхней точки пассажиров вначале поднимают на склон на кресельных подъемниках. Подъемники используются те же, что доставляют на гору лыжников, ведь трассы для тобоггана совпадают с горнолыжными. Это предусмотрено специально, с целью экономии средств.

Трассы для спуска на плоских санках поначалу существовали только на альпийских курортах. Теперь более 20 спусков насчитывается в Китае. В нашей стране оборудована и работает только одна под Москвой, в парке Яхрома. Протяженность ее спуска 553 м, а подъема 175 м. Запланировано строительство подобных трасс в Москве (на Воробьевых горах), в Сорочанах и в Красной Поляне (Сочи). Скоро любители острых ощущений получат прекрасную возможность испытать их.

Водная горка

Другое название боди слайд. Это один из наиболее распространенных аттракционов в аквапарках. Представляет собой отрытый желоб, по которому осуществляется спуск со скоростью около 25 км/ч. Изготавливается из стеклопластика и может иметь любой цвет, в том числе прозрачный, что увеличивает остроту ощущений.

Существует несколько вариантов водного тобоггана:

  • Индивидуальный.
  • Семейный.
  • Групповой.

Групповой спуск происходит на специальных надувных тобогганах-ватрушках. Для этого предназначены не аттракционы аквапарка, а специальные длинные водные горки, имеющиеся в некоторых странах мира. Движение на них не такое стремительное, но количество эмоций ничуть не меньше.

Читайте также:  Дельтаплан. Виды и устройство. Как латают и особенности
Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом