Трофи-рейд особый вид автомобильных состязаний, предназначенный для внедорожников. Цель заезда – преодолеть труднопроходимую дистанцию по пересеченной и заболоченной местности. Пожалуй, это одно из наиболее эффектных соревнований в автомобильном спорте: глядя на маршрут, сложно представить, что его реально преодолеть на машине.
Но вот мощные транспортные средства с устрашающим ревом преодолевают сначала ручей, потом глиняный берег, а затем лесную чащобу. Все это заставляет немногочисленных болельщиков наблюдать за гонкой, в буквальном смысле открыв рот. Немногочисленных потому, что гонка проводится вдали от населенных пунктов, в тех местах, куда пешком просто не добраться.
Историческая справка
Трофи-рейд появился в Западной Германии, где 3 экипажа на внедорожниках прошли трассу протяженностью 1600 км вдоль бассейна Амазонки по джунглям. На это потребовалось целых 12 дней. С тех пор все новые смельчаки стали прокладывать маршруты в самых экстремальных уголках земного шара.
В 1980 г. состоялись первые международные состязания под названием Кэмел-трофи. Впоследствии они проводились регулярно вплоть до 2000 г. В рамках этих заездов участники преодолевали маршруты по джунглям, пустыням, болотам на всех материках, за исключением Антарктиды. В 1990 г. Кэмел-трофи прошел в России на маршруте Братск-Иркутск. Это способствовало стремительному развитию новой автомобильной дисциплины в нашей стране: повсюду стали появляться любительские клубы, а первый официальный спортивный клуб Off-road& 4х4 Club открылся в Питере в 1996 г.
По инициативе этого клуба в 1996 г. было организовано соревнование под названием Ладога-Трофи. Маршрут протяженностью 1200 км был рассчитан на 9 дней и пролегал по Ленинградской области и Карелии. Этот трофи-рейд проводится и по сей день, собирая спортсменов со всей планеты. К участию допускаются все виды внедорожников, а также квадроциклы и вездеходы. В 2015 г. заезд прошел при участии мотогонщиков, велосипедистов и даже бегунов.
Трофи-рейд сегодня
В современных соревнованиях участвуют 4 класса внедорожных машин:
- ТРО (без специальной подготовки).
- Т1, Т2 (отличаются степенью подготовки к соревнованиям).
- ТР3 (автомобили свободной конструкции, предназначенные именно для гонок данного вида).
Трофи-рейд командный спорт, то есть состязаются экипажи по 2-3 человека, а иногда и больше. Водители обязательно должны иметь лицензию, выданную национальной федерацией автоспорта. Пилот управляет транспортным средством, а остальные члены экипажа при необходимости приходят на помощь, используя лопаты, лебедки, канаты и другое снаряжение.
Трасса для рейда всегда проходит по труднопроходимой местности и подразделяется на несколько участков. После каждого участка предусмотрен контрольный пункт, где участникам необходимо отмечаться. Экипажи стартуют друг за другом с минутным интервалом, их задача пройти дистанцию строго по маршруту и за меньшее время. Каждая команда получает дорожную книгу документ, устанавливающий маршрут, последовательность его преодоления, скорость на каждом участке, расположение контрольных точек по пути следования.
Если участник не стартовал в положенное время, превысил установленную скорость на каком-либо отрезке маршрута, отклонился от заданной схемы движения, ему назначается штраф в виде дополнительного времени, которое плюсуется к показанному результату. Это называется пенализацией, а дополнительное время оговаривается в регламенте гонки.
При поломке автомобиля или увязании в болоте, грунте и пр. главной задачей экипажа становится прийти к финишу в рамках контрольного времени. В противном случае команда снимается с состязаний.
За соревнованиями наблюдает судейская бригада. Она же подсчитывает результаты и при необходимости проводит пенализацию. На некоторых заездах штрафное время может быть предусмотрено даже за использование лебедки: команда должна иметь в своем арсенале корозащитную стропу широкий ремень, наматываемый на ствол дерева, чтобы уберечь кору от повреждений.
Виды трофи-состязаний
Наибольшее распространение получила линейная гонка, правила которой были описаны выше. Помимо нее существует еще GPS-ориентирование. Здесь команды получают не схему маршрута, а перечень контрольных точек, в которые необходимо прибыть, используя для их поиска навигационное оборудование.
Проводятся также трофи-марафоны. Такие заезды рассчитаны на 150 часов и имеют протяженность дистанции более 500 км. 150 км из общего маршрута отведено на спецучастки, то есть такие отрезки пути, где предусмотрено соблюдение участниками заданных условий (скорости и т.п.).
Автомобиль для трофи
Выбор автомобиля, на котором будет осуществляться трофи-рейд, обусловлен двумя основными факторами:
- Класс соревнований. Важно понимать, что каждый автомобиль может показать хороший результат только в своей категории. То есть техническая подготовка обычной полированной машины класса ТР0 никак не позволит ей состязаться с УАЗом класса ТР1, оборудованного передней лебедкой.
- Финансовые возможности. Опытные гонщики советуют приобретать более свежие автомобили, ведь в противном случае на замену вышедших из строя деталей может уйти средств больше, чем на саму покупку. Пусть даже эта свежая машина будет разбитая кузов для трофи-автомобилей считается расходным материалом, главное, чтоб были целы основные агрегаты.
Кроме того, правилами соревнований установлены определенные требования, которые должны быть соблюдены для того, чтобы машину допустили к заездам:
- Автомобиль должен быть оборудован лебедкой. Это и понятно, ведь никому из организаторов не захочется эвакуировать тяжеленного монстра, увязшего в грязи.
- Размер колес не должен превышать 40 дюймов (1 м в диаметре). Песчаные, заболоченные трассы, а также лесные чащобы на маленьких колесах преодолеть просто не получится.
- Давление в шинах не более 1 атм. А если планируется передвигаться по заболоченной местности, разрешается спускать давление до 0,2 атм. В таких условиях может произойти разбортировка, поэтому в арсенале профессиональных гонщиков всегда имеются стопорные приспособления бедлоки.
- Машина должна быть оборудована шноркелем воздухозаборником, препятствующим попаданию в двигатель воды.
Подготовка автомобиля к трофи-рейду серьезная и объемная работа. Придется выполнить целый ряд последовательных действий, в том числе:
- Убрать из салона все покрытия, обивку кузова, багажника, а также задние сиденья.
- Заменить заднее остекление на оргстекло, а на боковые стекла наклеить пленку для предотвращения образования осколков при возможной аварии.
- Разместить в салоне 2 огнетушителя на креплениях так, чтобы их легко было достать.
- Собрать и закрепить медицинскую аптечку и набор инструментов.
- Проверить проводку и при необходимости произвести ремонтные работы. Припаять лампочки, закрепить аккумулятор, обработать провода водоотталкивающими составами и пр.
- Установить навигационное оборудование и другие необходимые приборы, используя для этого специальную клемму, но не прикуриватель.
- Проверить тормозную систему, при необходимости заменить шланги.
- Проверить ремни безопасности водитель всегда должен быть пристегнут.
- Установить алюминиевую защиту на главные агрегаты.
- Закрепить автомобильный номер над радиаторной решеткой.
- Заменить решетку радиатора на металлическую сетку.
- Положить в герметичный пакет водительское удостоверение, лицензию, страховой полис и диагностическую карту.
Это лишь часть того, что необходимо сделать гонщику прежде, чем отправиться на бездорожье. Все это говорит о том, что трофи-рейд профессиональный спорт, требующий ответственности и особого подхода. Это испытание техники и самого себя, где главное добраться до финиша, не увязнув на очередном препятствии. Трассы для рейда сложны и опасны, а потому в данном спорте действуют все принципы боевого братства. Поддержка команды очень важна, и даже соперники оказывают порой помощь друг другу.