Велогонка по очкам. Соревнования и правила. Особенности

Велогонка по очкам разновидность групповых соревнований на треке с самой длинной дистанцией. В заезде победу одерживает гонщик, заработавший максимальное количество баллов: в промежуточных спринтах, на общем финише, за «обгон» основной группы.

С 1984 г. у мужчин и с 1996 г. у женщин до 2008 г. эта дисциплина была частью Олимпиады. С 2012 г. она входит в состав олимпийского омниума трекового многоборья, в котором в настоящее время насчитывается 4 велосипедные дисциплины.

Содержание

Как проходит велогонка по очкам

Число спортсменов, участвующих в гонке, не регламентируется. Однако при очень большом количестве участников могут быть организованы квалификационные заезды с целью отбора в финал самых профессиональных велосипедистов.

Общая протяженность дистанции составляет у мужчин 40 км, у женщин 25 км. Если велотрек имеет длину до 250 м, то через каждые 10 кругов организуется промежуточный финиш. При иной протяженности трека промежуточные финиши организуются приблизительно через каждые 2 км.

Перед началом гонки половина ее участников располагается у борта трека, а другая половина выстраивается в ряд у кромки трекового полотна. Старт производится с ходу, спортсмены проделывают предварительный круг (его еще называют разгоночным), после чего начинается непосредственно велогонка по очкам.

Между промежуточными финишами состязание проходит по принципу спринта. 4 гонщика, пришедшие к промежуточной финишной черте первыми, зарабатывают определенное количество очков:

  • Лидер получает 5 очков.
  • Пришедший вторым 3 очка.
  • Третий 2 очка.
  • Четвертый 1 очко.
Читайте также:  Стильные образы с классическими черными кедами и их модификациями

До 2002 г. при пересечении итоговой финишной линии первой четверке присуждалось удвоенное число баллов, но это правило было пересмотрено и теперь спортсмены получают очков столько же, сколько на промежуточных этапах.

Если велосипедист догоняет группу, он получает так называемый круг дистанционного преимущества (а с 2002 г. еще и 20 дополнительных очков). Тому, кто на круг отстал от группы, назначается штраф в размере 20 баллов. Отстающий не вправе лидировать после того, как его догнал другой спортсмен, иначе он снимается с соревнований. Гонщики не должны оказывать помощь отставшим, в противном случае они подлежат дисквалификации.

По результатам заезда производится распределение мест. Для этого используются следующие критерии:

  • Общая сумма баллов.
  • Победы на промежуточных финишах.
  • Места на итоговой финишной линии.

Если у одного или нескольких спортсменов обнаружится равенство очков, то во внимание принимается следующий критерий и так далее.

При возникновении непредвиденной ситуации на треке велогонка по очкам может быть приостановлена по решению судьи. При этом определяется и объявляется продолжительность перерыва, а затем соревнование возобновляется с тех позиций, на которых гонщики были остановлены.

В результате возникшего инцидента дальнейшее проведение состязаний невозможно, судьями может быть принято одно из следующих решений (в зависимости от пройденной дистанции):

  • Если гонка остановлена до 10 км у женщин и до 15 км у мужчин, она возобновляется в тот же день.
  • Если остановка произошла после прохождения 10-20 км у женщин и 15-30 км у мужчин, состязания возобновляются с сохранением сумм набранных очков.
  • И если гонка прекращена при прохождении спортсменами-мужчинами более 30 км, а женщинами более 25 км, полученные результаты признаются окончательными, заезды не возобновляются.

Темповая гонка

Представляет собой подвид гонки по очкам. Она проводится только на длинной дистанции (12-120 кругов) и выступает проверкой выносливости велосипедистов и уровня владения техникой езды. Еще одним отличием является система начисления очков: 1-й промежуточный финиш имеет место после 5 кругов, а последующие через каждый круг. Тот, кто первым пересекает линию финиша, зарабатывает 1 балл.

Читайте также:  Паркур. Спорт или нет. Безопасность и особенности

Как самостоятельная дисциплина темповая велогонка по очкам оформилась в 2016 г., и с того же времени она входит в состав омниума.

Гонщик должен все время анализировать ситуацию на треке и мгновенно принимать решение: когда атаковать, а когда, наоборот, пропустить вперед соперника и поберечь силы. Сила духа, общая концентрация и способность быстро реагировать станут залогом желаемого финала для участника.

Азбука трековых велогонок

Как и любая спортивная дисциплина, велогонка по очкам (да и остальные виды трековых гонок) имеет свой собственный сленг. Тем, кто недавно вступил в ряды болельщиков, интересно будет познакомиться с основными терминами, которые нередко можно услышать при просмотре чемпионатов.

  • Борт — правая кромка трекового полотна по отношению к движущемуся гонщику. Отсюда катать по бортам значит ехать справа, по внешнему радиусу.
  • Трекачи велосипедисты, специализирующиеся в трековых гонках.
  • Жара — неотъемлемая составляющая гонки. При движении на больших скоростях при условии высоких физических нагрузок она достигает 28°C, и это отчетливо ощущается в помещении, где проходят состязания.
  • Зима — период с ноября по март, когда проводятся главные международные соревнования Кубок мира и мировой чемпионат.
  • Паркет — покрытие, используемое сегодня практически на всех велотреках. Как правило, он производится из древесины сибирской лиственницы.
  • Резина — дорожка внутри трека. Предназначена для разминки, старта и остановки. Кроме того, на ней располагаются тренеры. Резиной именуют ее только в нашей стране, поскольку резиноподобным составом обработаны треки самого известного российского велодрома в Крылатском. На других велодромах покрытие может быть иным.

  • Трубки — покрышки велосипеда для гонок на треке. Их отличительная особенность полное отсутствие протектора. В автомобильном спорте такая резина называется слик. Давление в трубках поддерживают на уровне 12-15 атмосфер с учетом массы гонщика и качества трекового полотна. Во время езды трубки специфически гудят а если проколоть такую покрышку, то звук будет просто оглушительный.
  • Уклон — крутизна виражей на велодроме. При том, что все треки соответствуют единым установленным требованиям, уклон на каждом из них может быть свой собственный, плавнее или круче. Как правило, на более коротких треках более крутые повороты.
  • Цепь — еще одна отличительная особенность велосипеда для трековых дисциплин. Так как на этом агрегате отсутствуют передачи, цепь очень прочная и толстая, и не прогибается в стороны. Порвать такую цепь, если она новая, не представляется возможным.
  • Шип — съемная деталь велобота, расположенная на подошве. Она позволяет спортсмену надежно зацепиться на педаль без соскальзывания стопы. Шипы подразделяются на плавающие, которые позволяют поворачивать стопу, и не плавающие, которые прочно удерживают ее в одном положении. Любая велогонка, в том числе и велогонка по очкам, требует жесткой фиксации, поэтому гонщики обычно предпочитают второй вариант.
  • Щепка — кусочек паркетного полотна, который может угодить спортсмену под кожу при падении с велосипеда на большой скорости. Главная неприятность при этом заключается в том, что вытащить такую занозу до окончания заездов не всегда возможно, и гонщикам приходится терпеть незавидные ощущения.
Читайте также:  Правила выбора маски для плавания на все лицо с трубкой, нюансы ухода

  • Якорь — составляющая фразы кинуть якорь, что означает резко сбросить скорость в процессе заезда.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом