Велотриал. Виды и соревнования. Велосипеды и особенности

Велотриал (в переводе с английского попытка) – вид спорта, в основе которого лежит преодоление на велосипеде разнообразных препятствий, естественных и искусственных. Главное правило не касаться трассы ничем, кроме велосипеда. Эта дисциплина настолько увлекательна, что снискала себе мировое признание, не успев появиться. Помимо специального велосипеда, спортсмены демонстрируют прекрасную физическую подготовку: выносливость, силу, ловкость, чувство баланса.

Историческая справка

Велотриал отсчитывает свою историю с 70-х гг. 20 в. О месте его появления по сей день продолжаются споры: одни уверяют, что родиной дисциплины является Испания, другие считают таковой Соединенные Штаты. Как бы то ни было, мотоциклисты по обе стороны Атлантики пересели на велосипеды, чтобы отточить технику выполнения отдельных элементов. Вряд ли кто-то из них задумывался о том, чтобы совсем пересесть на велосипеды, однако впоследствии это послужило становлению отдельной дисциплины.

В США развитие нового вида спорта неразрывно связано с именем Эдди Кесслера, чемпиона по мототриалу. Именно он стал инициатором проведения тренировок на велосипедах и в 1973-1980 гг организовал 4 национальных первенства. В 1981 г. Эдди стал автором обучающей книги по мототриалу.

В 1980 г. Педро Пи из Испании сконструировал первый велосипед для велотриала, а его сын, От Пи, впоследствии стал известнейшим триалистом в мире. Испанцы считаются основоположниками европейской школы в данном виде спорта. Они демонстрировали головокружительную технику, а состязания в рамках Европейского чемпионата признавались самыми сложными.

Первый мировой чемпионат состоялся в 1992 г. в Испании. К этому времени количество поклонников новой дисциплины неимоверно росло, и велотриал распространился по всему миру. Байки, используемые для тренировок и соревнований, из простейших агрегатов превратились в сложные, высокотехнологичные конструкции.

Читайте также:  Особенности и преимущества тренировок Хот Айрон, основные упражнения

В нашей стране знали о новом велосипедном спорте с того самого момента, как он появился. Однако состязания стали проходить только в 1990-х гг. В 2004 г. Дисциплина получила официальный статус и был организован первый всероссийский чемпионат. Одновременно наши райдеры выступили и на международной арене, с тех пор став постоянными участниками мировых чемпионатов.

Велотриал и его виды

Сегодня выделяют 2 основных направления данной дисциплины:

  • Спортивный.
  • Трюковый.

Спортивный представляет собой прохождение трассы с природными либо специально оборудованными препятствиями. Весь маршрут подразделяется на отдельные участки (до 10), каждый из которых райдеру необходимо пройти строго за отведенное время, набрав при этом минимальное количество штрафных очков. Штрафы начисляются за касание трассы руками, ногами и чем-либо иным, кроме велосипеда. Спортсмен получивший 5 штрафных баллов, подлежит дисквалификации. Снимают с состязаний и того, кто превысил установленный временной лимит. Причем российские и европейские лимиты разняться: у нас райдерам предоставляется 3 мин., а в Европе — 2,5.

Европейские чемпионаты продолжают выступать сложнейшими в мире. Там трассы для триала прокладывают по горным рекам, водопадам, где на мокрых камнях вероятность касания или падения значительно возрастает. Да и сухопутные маршруты изобилуют умопомрачительными преградами, для прохождения которых требуется виртуозная техника.

Трюковой подразумевает демонстрацию райдерами разнообразных акробатических трюков. Здесь важна не скорость, а сложность и техника исполнения. Зрителям, наблюдающим за состязаниями, порой кажется, что движения спортсменов противоречат всем физическим законам. Но за этим стоят сложные, упорные занятия, неизбежные падения и увечья. именно такой ценой достается профессионализм.

Внутри спортивного триала можно выделить несколько отдельных разновидностей:

  • Стрит-триал прохождение трассы с препятствиями в виде уличной инфраструктуры: ступенек, бордюров, лавок, перил и т.п. Возможен вариант когда маршрут прокладывается по крышам домов.

  • Триал по пересеченной местности с прохождением ландшафтных преград, а также различных камней, наваленных бревен и др.
  • Триал на искусственной трассе, включающей несколько секций с разного рода преградами: автомобильными покрышками, бетонными блоками и т.п. Преодолеть ее необходимо за минимум времени. Трассы оборудуются и для трюкового триала, предоставляя спортсменам возможность показать все свое мастерство.
Читайте также:  Характерные особенности трюковых самокатов, как выбрать лучшую модель

Велосипеды для триалаВ данной дисциплине выделяется 2 типа байков, сконструированных с учетом всей существующей специфики:

  • Mod легкие агрегаты (до 12 кг), у которых отсутствует сидение. Рама выполнена из молибдена и оснащена дополнительным усилением. Педали шипованные, а тормоза ободные. У таких байков предусмотрена только одна скорость. Колеса обычно имеют диаметр 20-26 дюймов.

  • Stock тяжелые и массивные велосипеды с колесами диаметром 26 дюймов. Большая масса улучшает равновесие, поэтому на Stock-байках удобнее показывать разные трюки и прыжки. А вот на заносах его управляемость хуже, нежели у Mod.

Однако и у тех, и у других велосипедов имеется сходство конструкции, обусловленное особенностями езды. Так, велотриал отдает предпочтение молибденовым рамам, поскольку алюминий не выдерживает таких высоких нагрузок. Ростовку велосипедов для триала рекомендуется выбрать меньше на 2 размера, т.к чем короче рама, тем лучше она меньше стесняет движения и позволяет правильно распределять вес тела спортсмена.

Амортизационные вилки у таких велосипедов отсутствуют, поскольку мешают райдеру чувствовать байк. Руль большой ширины повышает управляемость. Рога на руле триального байка отсутствуют, поскольку большой пользы от них нет, а в случае падения спортсмена могут причинить увечье.

Чтобы увеличить прочность агрегата велосипеды оснащаются особыми колесными втулками, толстыми спицами и суперпрочными колесными шатунами. Обода на колесах обычно двойные. Все это делает железного коня более выносливым, но при этом увеличивает общую массу. Скорость в велотриале не важна, поэтому в велосипеде оставляют только одну, самую низкую. А на место других устанавливается рокринг — диск, уберегающий цепь при столкновении с препятствием и создающий дополнительную точку опоры.

Дисковые тормоза в велотриале неэффективны, поскольку легко повреждаются при столкновении с препятствием. Намного надежнее в этом случае ободной V-brake с тросиком, который устанавливают на маунтин-байки. Используются также и гидравлические тормоза. Главное, чтобы они имели способность быстро и надежно заблокировать колесо. Это особенно важно при выполнении трюков. С этой целью обода обрабатываются гудроном.

Но наиболее отличительная особенность триальных велосипедов — широкие колеса и шины с выраженным протектором. Они повышают устойчивость агрегата, а при прохождении острых преград защищают камеру от повреждения. Для усиления защитной функции внутрь покрышки помещают специальную ленту.

Читайте также:  Виды тренажеров для гиперэкстензии, техника выполнения упражнения

Внешний вид велосипеда на соревнованиях имеет не меньшее значение, чем его технические характеристики. Поэтому райдеры уделяют этому вопросу большое внимание и не скупятся на деньги, чтобы железный конь выглядел на все 100.

Безопасность

Велотриал признан весьма травмоопасной дисциплиной. Здесь не обходится без падений, которые могут повлечь травмы различной степени сложности. Поэтому профессиональные райдеры придерживаются двух основных правил безопасности:

  • Не используют педали, пристегивающиеся к ботинкам, поскольку в любой момент нужно быть готовым поставить ногу на поверхность. Да, это повлечет начисление штрафных баллов, но в критической ситуации помогает сохранить здоровье.
  • Не пренебрегают защитной экипировкой. Прежде всего, используются наколенники и щитки для голеней, поскольку шипы на педалях способны серьезно покалечить ноги. Полезны будут также налокотники и защита кистей рук, поскольку на них придется опираться при падении. И, безусловно, велотриал недопустим без шлема фулфейса, который защищает лицо, голову и подбородок спортсмена.

Нельзя сказать, что начать заниматься триалом легко и просто. Понадобится хорошая спортивная подготовка, запас терпения, сила воли, специальный байк, комплект защитного обмундирования и, безусловно, профессиональный тренер. Для некоторых всего перечисленного может показаться слишком много, но для тех, кто занимается профессионально, велотриал это не просто спорт, а смысл жизни.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом