Самым маленьким парусным судном является ял. Название этого плавательного средства нидерландского происхождения (jol) и означает легкая лодка. Ялом также называют швертботы парусные лодки, транцево-гребные и парусно-гребные корабельные шлюпки.
Длина яла варьирует от 3 до 6 м. На кораблях он предназначен для перевозки на берег небольших грузов и пассажиров, а также для работ у борта. Большим спросом легкие лодки пользуются в водном спорте и активном туризме.
Какие бывают ялыСуществует 3 вида легковесных лодок:
- Двухвесельные. Их длина составляет 3,55 м, а ширина 1,25 м. Парусное вооружение на них отсутствует, движение происходит только за счет усилий гребцов. Такая лодка предназначена для перевозки не более 3-х пассажиров на малые расстояния. При этом сила волн не должна превышать 2 баллов.
- Четырехвесельные. Их параметры 5,26 м х 1,61 м. На палубе имеется одна мачта с парусом, иногда ял может доукомплектовываться подвесным двигателем. Способны перевозить легкие грузы и пассажиров (8-13 человек). Допускается использование при ветре не более 5 баллов в закрытых от волн районах.
- Шестивесельные. Имеют длину 6,1 м и ширину 1,9 м. Остальные характеристики аналогичны четырехвесельному ялу.
НазначениеВ первую очередь ял необходим для жизнеобеспечения корабля, в том числе для решения военных задач. С помощью шлюпок осуществляется:
- Подрыв мин, плавающих в воде.
- Высадка на берег десанта и разведчиков.
- Проведение спасательных операций после кораблекрушения.
- Спасение экипажа корабля в случае бедствия.
- Водолазные и прочие работы.
- Доставка якорей разных видов.
- Связь с сушей и различными суднами.
- Перевозка груза.
- Бортовые работы (мытье и покраска).
Отдельно следует выделить проведение спортивных состязаний и туристических сплавов. Ял выступает отличным средством физвоспитания. Одновременно с освоением навыков хождения на веслах под парусом формируется ловкость, выносливость, смелость и наблюдательность.
Сплавы на шлюпках на большие расстояния тренируют силу воли и умение работать в команде. Поэтому лодка используется для обучения начинающих моряков-курсантов. Он является неотъемлемой частью вооружения судов, частей ВМФ и мореходных училищ.
Как устроен шестивесельный ял
Это одна из наиболее распространенных мореходных парусных шлюпок. В зависимости от материала изготовления (дерево или пластик) вес шестивесельного яла может достигать соответственно 650 и 500 кг. Высота лодки 0,91 м.
Основой корпуса выступают брусья, уложенные вдоль или поперек. При строительстве яла используется дуб или ясень. Основа придает судну прочность и помогает поддерживать форму. Самым главным брусом является киль. Он имеет прямолинейную форму и проходит по всей длине судна, образуя носовую оконечность. А кормовую оконечность шлюпки образует другой брус ахтерштевень, закрепленный на киле под углом около 100°.
На продольных брусьях устанавливаются банки. Они выступают поперечным креплением, в то же время на них размещаются гребцы. Всего банок 4: носовая, кормовая, мачтовая и средняя. Чтобы банки не деформировались под массой тела гребцов, их укрепляют при помощи специальных стоек. Между банками имеются распорки чаки, установленные по бортам яла.
На носу лодки имеется съемный решетчатый люк с отверстием, в которое монтируется фонарь или же гоночный номер судна. В задней части яла расположено сиденье для пассажиров, командира судна и старшины.
Для того, чтобы удерживать ял в нужном направлении или изменить траекторию его движения, предусмотрено рулевое управление. Оно представляет собой навесной руль, приспособление для его крепления и румпель. При движении на веслах необходим изогнутый румпель, а если судно идет под парусом прямой.
Корпус яла производят из:
- Шпона. Обладает высокой прочностью, благодаря которой нет нужды устанавливать шпангоуты (поперечные ребра жесткости) для двух- и четырехвесельных шлюпок, а на шестивесельной их количество значительно сокращается.
- Пластмассы. Представляет собой сплав жгутового стекловолокна и полиэфирных смол. Толщина пластмассового корпуса 6 мм, шпангоуты отсутствуют. Для повышения прочности используются флоры (внутренние объемы плавучести) под бортовыми сиденьями.
- Алюминиево-марганцевого сплава. По конструкции такой ял схож с пластмассовым. Из сплава изготавливается все снаряжение, в том числе весла, мачта, румпели.
Парусное вооружение 6-весельного яла подразумевает мачту, реек и два паруса фок и кивер. Имеется также фок-мачта, предназначенная для поддержания парусов. Для подъема парусов и управления ими предназначены специальные снасти такелаж двух видов: стоячий и бегучий.
Правила использования ялов
Чтобы плавание на шлюпке было безопасным, необходимо соблюдать установленные правила эксплуатации этого судна. Их обязаны знать командиры и старшины, а от пассажиров требуется беспрекословное выполнение всех их указаний.
Основные нормы эксплуатации 6-весельных ялов таковы:
- Использование допускается только в гаванях и районах, закрытых от волн, а также при силе ветра не более 5 баллов.
- При максимально допустимой силе ветра и движении на веслах разрешается перевозить 13 человек; под парусом 8, при наличии подвесного двигателя 7.
- Предельно допустимая масса перевозимого груза 2,5 т.
Четырехвесельный ял может применяться с соблюдением следующих условий:
- При ветре менее 4 баллов.
- В случае движения на веслах число человек в лодке не должно превышать 9; под парусом – 6.
- Использование мотора запрещается.
Требования к эксплуатации двухвесельных ялов:
- Сила ветра не более 2 баллов.
- Предельно допустимое число пассажиров – 3 человека.
- При сильном волнении моря плавание на яле не допускается.
Отличия от иола
Два этих слова ял и иол считаются однокоренными, да и между судами есть много общего. Поэтому первоначально в нашей стране эти названия употреблялись как синонимы и обозначали одну и ту же шлюпку. Однако в 19 в . понятия разделились: под ялом стали понимать прежде всего гребное судно, а под иолом парусное.
Главным отличием иола является наличие двух мачт: высокую грот-мачту в носовой части и укороченную бизань-мачту на корме, в то время как ял является одномачтовым. Обе мачты иола несут исключительно косые паруса двух типов: гафельные или бермудские. Гафельный иол сегодня считается пережитком прошлого и почти не встречается. В настоящее время иолы ходят под бермудскими парусами и используются для морских прогулок.
Ял в отличие от навороченной яхты более доступен и прост в управлении. Успех сплава на нем по большей части зависит от команды, ее сплоченности, отваги, стремлению к приключениям, а также от знаний и навыков капитана. Путешествие на яле позволяет почувствовать гармонию с двумя стихиями: водой и воздухом, осознать их силу и красоту, научиться пользоваться их энергией. В море многие переоценивают свое отношение к себе, по-новому смотрят на вещи. Недаром древние греки делили всех людей на 3 категории: мертвые, живые и те, кто в море.