Апхилл. Соревнования и велосипед. Работа и особенности

Uphill дословно переводится как вверх в гору. Это одна из дисциплин маунтинбайка экстремального велоспорта. Маунтинбайк появился более 30 лет назад, был признан спортом в 1990 г., а в 1996 г. вошел в программу Олимпиады. Сегодня в нем насчитывается 10 отдельных соревновательных дисциплин, по которым ежегодно проводятся чемпионаты, в том числе апхилл.

Содержание

Что такое апхилл

Этот вид спорта подразумевает подъем на велосипеде в гору на время. Дистанция может состоять из длинных и пологих подъемов, которые профессионалы называют тягунами, а также из коротких, но крутых (их именуют торчками). При этом длину трассы и уровень ее сложности определяют организаторы состязаний. Она может быть ровной, с асфальтовым покрытием, либо пролегать по пересеченной местности.

Заезды подразделяются на индивидуальные и групповые. Групповой апхилл, как правило, представляет собой гонку на выбывание. Старт проводится одновременно для всех участников. Цель каждого из них — преодолеть всю дистанцию за наименьшее время или же подняться выше, нежели все остальные.

Читайте также:  Флорбол. Правила и особенности. Форма и снаряжение. История

Велосипед для апхилла

Отличительная особенность агрегата для скоростного подъема в гору небольшой вес (менее 10 кг). Такие характеристики, как мощность и прочность, второстепенны, поскольку препятствия на маршруте спортсменов отсутствуют.

Апхилл предъявляет следующие требования к велосипеду:

  • Диаметр колес 26.
  • Рама карбоновая или алюминиевая.
  • Покрышки с ярко выраженным протектором, обеспечивающие надежное сцепление с поверхностью трассы.
  • Контактные педали.
  • Легкое навесное оборудование.

В зависимости от ландшафта используются двухподвесные велосипеды либо хардтейл агрегат без заднего амортизатора. Проблема выбора между двумя этими разновидностями решается с учетом рельефа: если трасса ровная и достаточно гладкая, то более эффективным станет хардтейл, если же на дороге присутствует множество ям, кочек и других неровностей, то лучше выбрать двухподвес. Хардтейл при этом потеряет сцепление с дорогой.

Рекомендации профессионалов по эффективному апхиллу

Первое и самое главное, что нужно помнить, не следует пытаться прыгнуть выше себя. Если опыта и сил недостаточно, лучше не рвать жилы, а спешиться и пойти пешком. Ведь анаэробная нагрузка при долгом скоростном подъеме огромна, а помимо этого страдают суставы и связки.

Несколько советов, следуя которым можно освоить апхилл:

  • Занятия в спортзале. За выполнение подъема в гору на велосипеде отвечают, прежде всего, мускулатура и дыхательная система. Чем больше ездить на велосипеде, тем лучше развивается правильное дыхание. А вот для того, чтобы нарастить и укрепить мышцы, следует тренироваться и зимой, когда нет соревнований. Лучше всего для этой цели подойдут приседания с утяжелением. Буквально пара занятий в неделю и мускулатура бедер за несколько месяце придет в нужную форму.
  • Снижение веса. Лишняя масса при подъеме в гору больше всего мешает спортсмену. Это касается не только велосипеда и навесного оборудования, но и веса собственного тела. Чем больше лишних килограмм, тем тяжелее подниматься. Поэтому перед тем, как начнется соревновательный сезон, рекомендуется посидеть на здоровой диете и сбросить пяток кг.
  • Правильное преодоление торчков. Если подъем короткий, но крутой, то техника его преодоления зависит от качества дорожного полотна. если это ровный асфальт, то нужно поставить блокировку амортизационной вилки, как следует разогнаться и подняться вверх, воспользовавшись явлением инерции. На пересеченной местности такой прием не сработает. Амортизационную вилку здесь отключать не рекомендуется, поскольку дорога неровная и на ней могут попадаться камни, ветки и т.п. В этом случае важно правильно выбрать передачу сильную, но не требующую слишком больших затрат энергии. Затем необходимо рационально распределить собственный вес, переместив его максимально вперед в положении сидя. Для этого нужно наклониться к велосипеду, согнув локти. Чтобы не терять ускорения, лучше объезжать камни, ямы и иные неприятности на дороге. Ведь потеря темпа критична остановившись, возобновить подъем вряд ли получится.
  • Правильное преодоление тягунов. Если подъем пологий, но большой протяженности, нет смысла заранее набирать скорость. Инерция здесь не сработает, поскольку полученный при разгоне импульс поглотиться при движении. Главным фактором в этом случае выступает передача. Она не должна требовать больших физических усилий, однако и вращение педалей не должно выполняться слишком легко. Спортсмену необходимо удерживать колени ровно, а бедра параллельно раме велосипеда. Апхилл изобилует различными сюрпризами, особенно в части пологих склонов. Так, в конце такого участка может обнаружиться крутой отрезок. Для его эффективного преодоления нужно поменять передачу и перенести вес тела вперед. Затруднить процесс подъема в гору способен и сильный ветер, дующий в сторону, противоположную движению. В самом начале пути это не так ощутимо, поскольку от ветра защищает гора, а вот по мере приближения к вершине встречный ветер существенно усложняет подъем. В этом случае придется прикладывать значительные усилия.

  • Тренировки в горной местности. Реальные подъемы на велосипеде в гору не способен заменить никакой тренажер. Если как можно чаще ездить по горным дорогам, то организм самостоятельно приспособится к нагрузкам.
  • Освоение технических приемов. Некоторые навыки езды применяются независимо от типа подъема, поэтому их например;
Читайте также:  Топ зарубежных и отечественных марок велосипедов и их лучших моделей

поддержание темпа на заданном уровне, без спешки и замедления;

сохранение положения сидя, без поднимания над седлом (за исключением последних метров дистанции, которые можно проехать стоя);

правильное и ровное дыхание (вдох на обороте правой педали, выдох на обороте левой);

увеличение сцепления заднего колеса;

умение выбрать и отрегулировать передачу;

правильная техника педалирования (педали нужно прокручивать без давления на них, удерживая колени возле рамы, что легче сделать при наличии контактных педалей).

Наряду со всем вышеперечисленным, профессионалы советуют при подъеме двигаться по продольным дорогам это позволит уменьшить расход энергии.

А вообще, в апхилле, как и в любом другом направлении горного велоспорта, важно наработать свою собственную практику.

Самое сложное соревнование

Таковым в дисциплине апхилл по праву считается Dirty Dozen Race, или Грязная дюжина, которое проводится в Питтсбурге. Маршрут для гонки прокладывается по 13 холмам, которые признаны самыми крутыми на всем земном шаре. Один из них, Кантон Авеню, имеет подъем 37%, причем через каждые 30 м крутизна возрастает на 11 м.

Первая Dirty Dozen Race состоялась в 1983 г. Ее организаторами стали Дэн и Том Чью, а также Боб Готтлиб. На старт вышли 5 участников, но до финиша добрались только трое сами организаторы.

По мере совершенствования велосипедов, когда появилась возможность использовать более низкие передачи, преодолевать этот маршрут сало проще. Этому послужило также то, что некоторые дороги были заасфальтированы. Посему в 1988 г. в состязаниях приняли участие 13 спортсменов, а в 2007 131.

Гонка проходит следующим образом. По сигналу велосипедисты по очереди взбираются на каждый из холмов. Десять участников, показавшие лучшие результаты, получают очки, соответственно от 10 до 1. Победа присуждается тому, кто заработал большее количество очков. Если кто-либо из спортсменов откатился назад на финише, он спускается вниз и выполняет подъем заново.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом