Автоспорт. Виды и соревнования. Правила и особенности

Современный мировой автоспорт – это особая инфраструктура, большая и сложная. В ней объединяются не только состязания различных уровней, но и взаимоотношения между людьми и целыми государствами. Это новые технологии, новые рабочие места не только в автомобилестроении, но и в смежных отраслях промышленности.

Как развивался автоспорт

Соревнования на автомобилях идут нога об ногу с развитием автомобилестроения. Первые заезды были организованы в 1894 г. Тогда автомобилей было мало, их собирали вручную, и гонки выступали подтверждением того, что автомобили ничем не уступают лошадям. Дистанцией для состязаний стала трасса Париж Руан длиной 126 км.

В начале 20 в. автоспорт сконцентрировался во Франции. Потому и самые масштабные гонки проходили в ее столице. Однако гонки обретали популярность и в других странах Западной Европы (Германии, Италии, Англии), а также в США. В нашей стране первые состязательные заезды имели место в 1898 г. Они прошли на трассе в 41,6 км между ж/д станциями Александровской и Стрельной под Питером.

В 1895 г. во Франции начал свою работу Автомобильный клуб. А спустя 2 года в Германии сформировалось Центрально-Европейское общество автомобилистов. С 1899 г. действует Автомобильный клуб Америки. В России первой спортивной организацией автоспорта стал Московский клуб автомобилистов, который был учрежден в 1900 г. Эта тенденция способствовала популяризации автоспорта.

В 1904 г. была сформирована Международная автомобильная федерация. После этого состязания стали более организованными и проходили теперь только на закрытых трассах. Федерация стала организатором первого Чемпионата мира, который состоялся в 1925 г. и впоследствии стал проходить на регулярной основе. С 1935 г. стали проходить чемпионаты Европы по ралли.

В нашей стране первые состязания по автоспорту прошли в 1924 г. в Серпухове. Но лишь с 1948 г. они стали организовываться систематически. Это было связано с созданием Федерации автоспорта СССР и ее вступление в Международную федерацию. После распада Союза была сформирована Российская автомобильная федерация.

Виды соревнованийАвтоспорт включает в себя огромное многообразие различных программ соревнований, основные из них:Шоссейно-кольцевые гонки

Читайте также:  Характеристики массажного коврика Pranamat ECO, сравнение с аналогами

Наиболее зрелищные заезды, проходящие на асфальтированных трассах большой протяженности, с крутыми поворотами, которые прокладываются на автодромах либо на городских улицах. Для безопасности по бокам трассы размещают отбойники. Участникам необходимо за установленное время проехать определенное число кругов. За процессом гонки наблюдают зрители по всей протяженности трассы. Автомобили, которые могут принять участие в заезде, самые разнообразные как серийные, так и специальные, не предназначенные для повседневного использования. Их обычно называют болидами.

Автокросс

Эти состязания получили большое признание и среди спортсменов и среди зрителей. Гонщикам этот автоспорт предоставляет возможность реализовать свой потенциал, не вкладывая астрономические суммы в подготовку транспортного средства. В каждом заезде принимают участие порядка 10 автомобилей. Это напряженная борьба, где победу одерживает самый умелый водитель. Автомобили, принимающие участие в гонке, самые разные, что только повышает зрелищность состязаний.

Трассы для автокросса прокладываются по пересеченной местности. Каждому участнику предоставляется 2 попытки прохождения. Одновременно в заезде участвует 2-4 автомобиля. Второй заезд стартует через 2 сек. после 1-го, третий через 25 сек. Каждая группа формируется организатором гонки. Протяженность дистанции 1-1,5 км. Победу одерживает тот, кто в одной из попыток продемонстрировал наименьшее время прохождения. Имеют место и штрафы: 5 баллов за нарушение боковых границ трассы, 10 баллов за фальстарт.

Ралли

Организуются на прямых трассах. Как правило, это дороги общего назначения, проходящие по пересеченной местности (асфальт, гравий, грунт). Организуются ралли и в зимнее время, по снегу и льду. Трассы не огораживаются, и выбирать маршрут каждый участник вправе на свое усмотрение, однако пункт сбора у всех один. Длина дистанции 3-6 км, она может подразделяться на отдельные участки (этапы). Время преодоления каждого участка суммируется, вычитаются штрафные очки за опоздания в контрольные пункты, после чего определяется победитель.

Ориентироваться на немалых скоростях водителям помогают штурманы. Они отслеживают направление движения по карте и предупреждают о препятствиях и поворотах буквально за секунды. Самым известным является ралли Париж–Дакар.

Автослалом

Это индивидуальные заезды, проводимые на ровной площадке, покрытой асфальтом. На трассе располагаются стойки, которые участнику необходимо объехать на время. Стойки размещаются так, что гонщику приходится двигаться змейкой, задним ходом, выполнять крутые повороты и развороты. Пилоту нужно иметь отличные навыки маневрирования и чувствовать габариты своего транспортного средства. Некоторые упражнения из автослалома входят в программу обучения вождению — так называемый автодром.

Читайте также:  Вариации игры в «Дурака» с колодой в 36 и 54 карты — правила и нюансы

Трофи

С появлением внедорожников возникли и новые виды состязательных заездов. Так, трофи это гонки по трассам плохой проходимости, включающей болота, реки, лесополосы, горный рельеф. В соревновании принимает участие целый экипаж пилот, штурман и еще пара человек с лопатами и лебедками, которые помогают выбраться в случае увязания в грязи или болоте.

Автотриал

Это преодоление коротких, специально оборудованных дистанций, считающихся практически непроходимыми. Они включают в себя крутые подъемы и повороты под большим углом. В них принимают участие автомобили высокой проходимости внедорожники и грузовики.

Драг-рейсинг

Состязания на максимальный разгон по прямой. Это своего рода испытания автомобилей на скорость, а пилотов на искусство вождения. Длина дистанции чаще всего составляет 402 м. Первые в истории официальные заезды стали проходить в США, после чего сформировалась специализированная спортивная организация. Этот автоспорт допускает участие в заездах любых машин как серийных, так и специальных болидов. В России драг-рейсинг развивается с 1990 гг.

Картинг

Первая ступень на пути к большим автогонкам. Соревнования проходят на картах маленьких автомобилях особой конструкции, состоящей из рамы, сиденья и двигателя. За их руль могут садиться даже дети, достигшие 6-летнего возраста. В нашей стране этот автоспорт, пожалуй, самый массовый.

Состязание по картингу делится на несколько этапов:

  • Контрольные старты.
  • Предварительные.
  • Финальный заезд.

Второй этап следует за первым практически сразу же. Первенство в соревновании получает пилот, набравший большее количество баллов.

Формула

Представляет собой соревнования, к участию в которых допускаются только автомобили, имеющие строго определенные технические характеристики. Перечень этих требований менялся. Самый первый был минимален и вводил ограничения только по весу. С течением времени сюда добавились верхний и нижний предел массы машины, число цилиндров, расход топлива и др. Международной федерацией автоспорта были установлены единые правила, применяемые на международных состязаниях.

В настоящее время состязания в рамках Формулы-1 подразумевают прохождение по трассе более десятка кругов, причем для победы это нужно сделать за меньшее время, нежели соперники. Очки присуждаются только 6 гонщикам, пришедшим к финишу первыми. Заезды являются командными по 2 машины, водители которых оказывают друг другу помощь при необходимости.

Читайте также:  Популярные дизайны и модели зеленых кроссовок, особенности цвета

Большую роль в заездах играет тактика езды. Важно не допустить столкновения с другой машиной, не врезаться в ограждение, а также не позволить противникам вырваться вперед. Кроме того, пилоту необходимо правильно выбрать резину перед стартом (с учетом погодных условий), рассчитать число необходимых заправок на трассе. Для этого предусмотрены специальные пункты пит-стопы. Если расчет будет неверен, гонщик может не дойти до финиша.

За нарушение правил соревнований (фальстарт, превышение скорости у пит-боксов, срезание поворотов) предусмотрен штраф остановка продолжительностью 10 сек. При этом останавливаются автомобили не на трассе, а заезжают в специально отведенный для этого бокс. Поэтому фактически теряется намного больше времени. Заезды в пит-боксы не учитываются.

Более значительные нарушения, в том числе принятие помощи на трассе от посторонних, влечет снятие с соревнований. Дисквалификация возможно и по окончанию гонки, если водитель и его автомобиль не прошли контроль.

Хотя на первый взгляд автоспорт не предусматривает каких-либо тренировок, он имеет большое значение для здоровья человека. В процессе гонок и подготовки к ним формируется правильная реакция организма на нагрузки, что благоприятно влияет на физическую форму и продолжительность жизни. Автомобильные гонки входят в число дисциплин высших достижений, а это отличная модель изучения предела человеческих возможностей в экстремальных условиях.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом