Мотокросс. Виды и соревнования. Техника и особенности

Мотокросс считается одной из самых популярных дисциплин в мотоспорте и представляет собой гонку на специальных мотоциклах по бездорожью. Трассы для соревнований изобилуют препятствиями (крутыми спусками и подъемами, ямами, трамплинами, насыпями и пр.), как природными, так и специально построенными, и находятся вне дорог общего пользования.

Само название спорта происходит от двух английских слов: motorcycle мотоцикл и cross country пересеченная местность). Лишь в Соединенных Штатах он именуется по-другому dirt racing.

Немного истории

Начало мотокроссу положили состязания, проводимые в Великобритании в 1908 г, которые получили название гонка за лисой. Это были показательные заезды, демонстрирующие все достоинства нового мотоцикла на любой трассе, в том числе на бездорожье. Однако главная цель была не достигнута: большая часть участников не добралась до финишной черты, а преимущество по времени осталось за лошадьми. И все же производство мотоциклов продолжилось, а мотокросс стал новым видом спорта.

В то время заезды проводились на длинные дистанции, а потому наблюдать за гонщиками на всей протяженности маршрута было невозможно. Поэтому соревнования стали организовывать на склоне холма. От гонщиков требовалось по очереди подняться на вершину. Сделать это было не под силу никому вследствие технического несовершенства мототехники. Поэтому первенство признавалось за тем спортсменом, который поднимется по склону выше остальных. Но и такие гонки не были интересны зрителям.

Правила соревнований изменились после Второй Мировой войны. Гонки стали проходить в привычном нам формате: по замкнутой трассе с большим количеством препятствий. Протяженность кольца варьировала от 1,5 до 30 км. Старт был одновременным для всех участников, но если их было слишком много, мог происходить и поочередно.

Читайте также:  Фехтование на шпагах. Правила и соревнования. Снаряжение

В нашей стране мотокросс первоначально был любительским спортом. Но в 1928 г. в рамках всесоюзной спартакиады прошли официальные заезды на мотоциклах по пересеченной местности. Протяженность дистанции составила 100 км. Были утверждены единые правила мотокросса и он стал отдельной дисциплиной, быстро завоевавшей общественное признание. Соревнования стали проходить в различных регионах, становились частью мероприятий, посвященных историческим датам и событиям.

С 1952 г. стал проходить Чемпионат Европы по мотокроссу. А в 1957 г. впервые состоялся Чемпионат мира, в котором приняли участие и отечественные гонщики. Мировые чемпионаты с тех пор проводятся регулярно, и сегодня являют собой мотоциклетные соревнования высшего уровня.

Особенности мотокросса

Самая главная отличительная черта этой дисциплины стиль езды и преодоления препятствий. Гонщику необходимо контролировать мотоцикл весом 100 кг, несущийся на огромной скорости. Он постоянно помогает себе руками и ногами, гася удары от неровностей трассы. Поэтому езда происходит по большей части в позиции стоя на подножках железного коня. Это не так легко, как может показаться, поэтому продолжительность гонки не более 30 мин. Иногда к основному времени добавляется 2 круга (например, на Гран-При). За это время спортсмену необходимо проделать установленное регламентом соревнований число кругов и первым прийти к финишу.

Мотокросс требует от спортсмена прекрасной спортивной формы и мастерского управления мотоциклом. Важно не просто развить максимальную скорость, а преодолеть на ней самые разные изменения дорожного полотна: песчаные и каменные насыпи, грязь, канавы с водой, подъемы, спуски, трамплины и многое другое. Именно это и делает состязания такими зрелищными и эффектными.

Если заезды происходят на специально построенной трассе, то состязания именуются суперкроссом. Дистанция имеет, как правило, небольшую протяженность (до 400 м), и на ней оборудуется множество поворотов и трамплинов. Для этих целей используется стадион или крытый спортивный зал. В мотокроссе может участвовать до 40 гонщиков, а в суперкроссе до 25.

Как проходят соревнования

В зависимости от статуса гонки, числа спортсменов, участвующих в ней, и классов мотоциклов может изменяться количество кругов и длительность заездов. Изменять эти параметры вправе организаторы соревнований.

Читайте также:  Гантели. Виды и работа. Применение и упражнения. Как выбрать

Официальные гонки, как правило, проходят в 2 этапа:

  • Отборочные заезды (квалификация).
  • Финал.

Квалификационный этап необходим для того, чтобы распределить места участников на старте. Могут предусматриваться также заезды надежды и полуфинал.

Условно мотокросс можно разделить на 2 этапа: старт и остальная часть. Тот, кто получит преимущество на старте, вероятнее всего достигнет финиша раньше своих противников. Поэтому технике старта уделяется особое внимание.

На стартовой линии спортсмены располагаются на мотоциклах с работающими двигателями. в обязательном порядке используется стартовая машина конструкция из металла, располагающаяся на линии старта и блокирующая переднее колесо мотоцикла. Иногда ее называют стартовыми воротами. Стартер начинает отсчет времени, показывая таблички 15 сек, 5 сек, по истечении которого убираются стартовые ворота.

На трассе в обязательном порядке устанавливается пункт хронометража, где располагаются хронометристы, фиксирующие число кругов, проделанных каждым участником. Временем пересечения финиша считается момент пересечения ее передней частью мотоцикла.

Все участники получают места в порядке финиширования и с учетом числа проделанных кругов.

Без результата остаются те, кто:

  • Не пришел к финишу в течение 5 мин. после лидера.
  • Не проделавшие ¾ заданного количества кругов.

В случае возникновения опасности на трассе, а также иной форс-мажорной ситуации, гонка может быть остановлена и даже прекращена в любое время. В этом случае выбрасывается красный флаг.

Все участники соревнований должны соблюдать правила, не подвергать опасности себя и других и не допускать неспортивного поведения. К нарушителям применяются штрафные санкции вплоть до дисквалификации.

Кроссовые мотоциклы

Техника для мотокросса по внешнему виду и техническим характеристикам отличается от любых других мотоциклов. Их параметры максимально подогнаны для того, чтобы маневрировать, выполнять прыжки и трюки на пересеченной местности. А вот ездить по обычным дорогам общего назначения на них нельзя.

Первоначально для гонок использовались обычные мотоциклы. Их тюнинговали сами спортсмены, совершенствуя и добиваясь большей эффективности. Прежде всего, это касалось уменьшения массы байка снимались багажники, зеркала, убирались подножки и другие элементы. Кроме того, велась работа по повышению мощности двигателя. В итоге был сконструирован кроссовый мотоцикл. Его отличительная особенность состоит в отсутствии всех лишних деталей, вплоть до электростартера.

Читайте также:  Техника выполнения тяги штанги к подбородку, вероятные ошибки новичков

Изменения коснулись также ширины руля, что позволило повысить контроль над байком, подъему выхлопной трубы, за счет чего она стала реже получать повреждения. Вместо тяжелых 4-тактных моторов на современные кроссовые мотоциклы устанавливают легкие и мощные 2-тактные.

Сегодня эти агрегаты используются только в спортивных целях. Они не являются участниками дорожного движения, а потому не регистрируются в ГИБДД и не требуют получения специального удостоверения о праве управления ими. Государственные номера для них также не предусмотрены.

Факты про мотокросс

Гонка по пересеченной местности является огромной физической нагрузкой для спортсменов частота сердечных сокращений достигает 200 уд/мин. Не меньше и стрессовая составляющая, ведь гонщик вынужден постоянно удерживать байк на разных неровностях покрытия, разнообразных препятствиях и в прыжках. Ему необходимы выносливость, ловкость, чувство баланса и быстрота реакции на меняющуюся дорожную ситуацию. В результате за 30 мин. гонки человек может потерять в весе до 5 кг. Не говоря уже о различных травмах, которые нередки на трассе.

Мотокросс задействует работу рук, ног и спины, поэтому необходимо постоянно тренировать мышцы. В противном случае они будут постоянно испытывать на себе негативное воздействие и истощаться. Исследования, проведенные специалистами Национального Института Спорта и Здоровья (Калифорния), подтвердили, что нагрузки гонщиков мотокросса испытывают большие нагрузки, чем бегуны, футболисты и другие. И их уровень физической подготовки выше, чем у других спортсменов. Несмотря на вышесказанное, к занятиям допускаются дети, достигшие 4 лет, для которых выпускаются специальные маленькие мотоциклы.

Мотокросс можно считать прародителем таких спортивных дисциплин, как:

  • Супермото. Это соревнования гонщиков на трассах, где чередуется асфальтовое и грунтовое покрытие.
  • Мотофристайл – затяжные прыжки на мотоциклах с высокого трамплина и выполнением в воздухе акробатических трюков.

Пока мотокросс не входит в программу Олимпиады, но это не умаляет его популярности и зрелищности. Его выбирают экстремалы, жаждущие скорости и адреналина, и болельщики, которые любят пощекотать нервы, наблюдая за движениями мотоциклов.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом