Плот. Виды и устройство. Характеристики и плюсы. Особенности

Плот — плавательное средство, представляющее собой бревна, связанные между собой, либо скрученные в пучки стебли камыша (тростника). Длина плота превышает ширину в 2-3 раза, а расстояние, которое он может преодолеть за день при благоприятных условиях всего 100 км.

Историческая справка

Не вызывает сомнения, что такое плавсредство является первым судном в истории мореплавания. Именно он стал прародителем всех остальных плавательных средств от лодки до трансатлантического лайнера.

Появление плота имело место примерно 25 тыс. лет тому назад. Первые люди, наблюдая за тем, как животные спасаются от наводнений, забираясь на плывущие бревна и деревья, в итоге сообразили, что подобным образом можно сплавляться самому. Люди научились связывать между собой стволы деревьев, и так появилось первое в истории судно, позволившее покорить водную стихию. Без этого изобретения развитие цивилизации было бы невозможно.

Плоты первоначально использовались для передвижения по воде и перевозки клади. В последствии их стали применять для туристических путешествий. Именно в таком качестве вошел в историю плот под названием Кон-Тики, на котором норвежец Тур Хейердал с командой преодолел Тихий океан и пристал к Полинезийским островам.

Впоследствии от плота произошли и другие виды суден: катамаран, весельная лодка, затем парусник, и, наконец, паровые суда. Несмотря на это, плот используется и в настоящее время. Он распространен в Тайвани, Вьетнаме, Китае, Бразилии для перевозки грузов и пассажиров, а также для нужд рыболовства. В качестве туристического судна применяется повсеместно.

Как устроен плот

Деревянные плоты отличаются простотой конструкцией. Они имеют следующие составные элементы:

  • Понтоны. Ими чаще всего являются бочки из легкого материала, прикрепляемые к плоту снизу, которые позволяют судну держаться на воде.
  • Каркас. Непосредственно бревна, установленные вдоль или поперек и соединенные между собой. Именно каркас определяет массу и жесткость всей конструкции, от которых зависят удобство плота и простота его спуска на воду. Достаточная жесткость обеспечивает поддержание формы плота и его целостность.
  • Механизм для управления. К составным частям механизма относятся греби (весла с двух сторон судна – нос и корма) и киль (шесты), возможны весла по бокам. Элементы управления подбираются с учетом глубины водоема, по которому будет совершаться сплав, и особенностей течения.
  • Страховка. Это приспособления на палубе, за которые можно держаться руками, например, при ударе судна о берег или другую твердую поверхность. Страховка не позволяет пассажирам случайно оказаться в воде.
  • Покрытие палубы. Присутствует не всегда, поскольку не имеет существенного функционального назначения. Настил используют исключительно в дизайнерских целях, для повышения уровня комфортности.
  • Багажное отделение. Обычно это палатка на палубе, где можно хранить вещи. Багаж фиксируют веревками, чтобы исключить его попадание в воду, а особенно ценные вещи пакуют в яркие водонепроницаемые пакеты.
Читайте также:  Биг-эйр. Трасса и трамплины. Прыжки и особенности

Размеры плота зависят от особенностей водоема и подготовленности экипажа. Длина плота варьирует от 5,5 до 6 м, а ширина от 1,8 до 2,2 м. Чем меньше судно, тем легче им управлять. Плоты больших размеров отличаются большей устойчивостью.

Характеристики судна

Самым важным параметром плота выступает его непотопляемость. В отличие от остальных плавательных средств в случае попадания воды на палубу плот не тонет, поскольку материал его изготовления легче воды. Именно эта особенность позволила использовать его для спасения людей.

Другими важными характеристиками являются:

  • Управляемость. Обычно плот используется для сплава по течению реки. Однако при помощи весел и усилий гребцов он может двигаться и поперек течения.
  • Устойчивость на курсе. Судно способно поддерживать траекторию своего движения и противостоять факторам извне, старающимся развернуть его.
  • Остойчивость это способность плота противостоять крену. Это качество достигается посредством;

установки запасных бортовых понтонов;

размещением багажа вдоль бортов;

опусканием настила;

уменьшением центра тяжести судна;

увеличением ширины плавательного средства;

повышением обтекаемости понтонов.

К недостаткам плотов относят малую скорость движения и низкую маневренность. А потому плавание на нем связано с определенными ограничениями (особенно в судоходных реках) и требует от команды хороших навыков и достаточного уровня физической подготовленности. Для путешествий по судоходным рекам необходимо зарегистрировать плот и получить права на управление маломерным судном.

Виды плотов

В настоящее время наиболее распространены туристические и спасательные плоты.

Туристический

Предназначен для перевозки группы людей, а также для спортивных сплавов. Бывают деревянными, каркасными (к раме прикрепляются емкости с воздухом, повышающие плавучесть судна), а также надувными. Каркасные плоты легче и обладают большей маневренностью. Их рама может быть изготовлена из дерева или легких металлических трубок. Для движения против течения и обхода водных препятствий используются греби, расположенные на корме и на носу плота. Для швартовки у берега применяется якорь.

Сегодня многие туристические базы предлагают в аренду комфортабельные туристические плоты. На них оборудованы палатки для пассажиров, зона с мангалом для приготовления пищи, шезлонги на палубе для отдыха, солнечная панель для подзарядки мобильных телефонов и других гаджетов. Может иметься вторая палуба и баня. Для сопровождения туристов предоставляется профессиональный шкипер.

Читайте также:  Преимущества приседаний с гантелями, правильная техника их выполнения

Спасательный

Предназначен для проведения спасательных операций там, где потерпел бедствие корабль или другое судно. Его конструкция позволяет продержаться на плаву в любых условиях окружающей среды в течение месяца. Спасательный плот вмещает 6-25 человек, однако встречаются и более вместительные судна. Такие плоты размещают на бортах больших кораблей и лайнеров, а их количество рассчитывается исходя из численности пассажиров.

Спускают их на воду одним из двух способов:

  • Сбрасывают.
  • Спускают при помощи механических средств.

Второй способ используется на пассажирских судах, где посадка на плот производится на уровне палубы. Это более удобно и правильно, поскольку физическая форма и психологическое состояние пассажиров могут существенно различаться.

Наиболее распространенным вариантом спасательного плота является надувной. Он состоит из следующих конструктивных элементов:

  • Камера плавучести необходима для поддержания судна на воде.
  • Водонепроницаемое днище − создает изоляцию от воды, которая может быть весьма холодной.
  • Тент − защищает пассажиров от холода, зноя и осадков.

Камера плавучести имеет несколько отсеков, изолированных друг от друга. В случае повреждения одного отсека остальные продолжают поддерживать плавучесть судна со всеми пассажирами, находящимися на нем, и снаряжением. Обычно отсеки расположены кольцами один над другим. А для поддержания необходимого уровня давления в них предусмотрены клапаны для подкачки насосом или вручную.

Тент изготавливается из водонепроницаемого материала в 2 слоя, между которыми оставляется прослойка воздуха. Внешний слой имеет оранжевый цвет. Устанавливается тент на специальные опоры в виде арок, которые надуваются вместе с камерой плавучести. Его высота позволяет находиться под ним в положении сидя. Наверху тента устанавливается сигнальный огонь. Он включается автоматически, как только раскрывается тент, и работает от батареи в течение 12 часов.

Каждый спасательный плот оснащен внутренним источником света, включаемым вручную. Он может непрерывно работать 12 часов.

Как альтернатива лодкеНа этом маломерном судне очень удобно путешествовать, ловить рыбу и выходить на охоту. Он имеет перед лодкой несколько существенных преимуществ:

  • Широкая плоская палуба, на которой можно расположиться лежа. Это очень удобно, например, при стрельбе на охоте.
  • Возможность установить палатку, стол и стулья для приема пищи, что делает многодневный сплав на плоту более комфортабельным.
  • Хорошая остойчивость. Благодаря ей на борту может безопасно находиться целая группа людей. Крен при этом будет отсутствовать.
  • Легко разбирается, его можно без труда перевозить в багажнике автомобиля. Его также можно доукомплектовать мотором, что позволит несколько повысить скорость судна.
  • Судно можно с легкостью замаскировать. Это очень удобно на охоте для маскировки его накрывают сеткой или устанавливают палатку защитного цвета.
  • Имеет низкую осадку и может двигаться даже на мелководье.
  • Имеет невысокую стоимость при высоком уровне комфорта. Многие изготавливают плоты собственными руками, а баллоны для плавучести стоят недорого. Несложное управление судном позволяет использовать обычное снаряжение для туриста, не покупая специального: подойдет и обычная палатка, и стулья, которые никак не приспособлены для лодки.
Читайте также:  Тренажеры для пресса. Виды и применение. Как выбрать. Особенности

Опасно ли плавать на плотах? Ровно настолько, насколько и на любом другом судне. Пока истории известны всего 3 летальных исхода, причем 2 из них это мореплаватели Бишоп и Лекомб, осуществлявшие высадку на скалистое побережье. Можно сказать, что вероятность получить существенный риск здоровью существует тогда, когда экипаж сознательно решается на опасные действия независимо от того, на чем совершается сплав.

Сегодня многие люди во всех уголках земного шара оставляют свои автомобили и отправляются в водный поход выходного дня, используя плот. Свежий воздух, ночное звездное небо, рыбалка и общение на палубе маломерного, но все же судна, это прекрасный вариант отдыха. Ибо природу ничто не заменит.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом