Фрирайд (велоспорт). Виды и особенности. Велосипеды и снаряжение

Фрирайд одна из разновидностей велосипедного спорта, возникшая в 1980 г. в Соединенных Штатах. Этот термин применяется очень широко, встречается и в сноуборде, и в горных лыжах, где появился первоначально, и в мотоспорте. И все это благодаря тому, что дословно он переводится как свободное движение. И этой свободой спортсмен может пользоваться так, как пожелает.

Что представляет собой фрирайд

В среде велосипедистов данная дисциплина означает спуск в условиях бездорожья. Хотя в этом стиле катания представлены элементы почти всех существующих экстремальных разновидностей велоспорта. Спортсмен спускается по склону в условиях дикой природы, среди гор и бурной растительности. При этом ни маршрут, ни способы езды не регламентируются. Отсюда и название свободное движение.

Фрирайд на велосипеде представляет собой одну из сложнейших и потому эффектных велосипедных дисциплин. На маршруте гонщикам может встретиться все, что угодно: почти отвесные скалы, природные трамплины, ямы, канавы, водоемы и многое другое. К тому же, спуски осуществляются в любых погодных условиях. Значит, препятствиями могут стать также дождь, ветер и грязь.

Есть и еще одна отличительная особенность: выполняя прыжок с трамплина или перелетая через какое-либо препятствие, велосипедист показывает головокружительные акробатические трюки. Это лишь повышает зрелищность дисциплины, привлекая толпы болельщиков.

Виды фрирайда

Выделяют классический и лайт. В классическом подвиде экстремальная езда в условиях бездорожья представлена наиболее ярко. Никаких ограничений любая траектория, скорость, крутизна вхождения в виражи, любая протяженность свободного полета при прыжке с трамплина.

Это направление требует от спортсмена отличной всесторонней подготовки:

  • Знание техники управления байком, в том числе выполнения прыжков.
  • Систематические тренировки и оттачивание навыков.
  • Психологическая подготовленность спокойствие и собранность.
  • Наличие подходящего велосипеда и всего комплекта необходимого снаряжения.
Читайте также:  Водный волейбол. Как играть и плюсы. Инвентарь и особенности

В классическом фрирайде маршруты пролегают по разнообразным склонам, узким тропам, серпантину, через обрывы, расщелины и даже пропасти. Для тех, кто привык кататься на велосипеде по лесу или пересеченной местности, такие трассы покажутся непроходимыми. Но для фрирайдера невозможного нет.

Преимущества классического направления острота ощущений и возможность насладиться прекрасными пейзажами. Ну за исключением, пожалуй, особенно пыльных и грязных участков трассы. А к опасностям относится высокий риск падения и получения серьезного увечья.

Для начинающих, которые только постигают азы экстремального катания на велосипеде, больше подойдет лайт-фрирайд. Это облегченный вариант, в котором отсутствуют крутые обрывы, спуски по каменным насыпям и грязи и прочие сложные ландшафтные препятствия. Обычно это рукотворные трассы, на которых оборудованы невысокие трамплины и небольшие неровности, а камни если и есть, то небольшие. Такие спуски не требуют профессиональных навыков и предварительных тренировок, а потому широко распространены как вид активного отдыха среди туристов. Ведь, развив приличную скорость, даже на таком маршруте можно почувствовать себя самым настоящим экстремалом.

Еще одной разновидностью данной дисциплины является урбан-фрирайд. Это довольно молодое направление, где вместо естественных трасс используется городская инфраструктура. Такая езда считается не менее опасной, чем на горных склонах, поскольку городские препятствия трудноопределимы, а асфальтовое покрытие и бордюры делают падение еще более травматичным.

Велосипед для фрирайда

Для того, чтобы профессионально заниматься экстремальными спусками, требуется особый велосипед. Он представляет собой разновидность горного, но отличается особыми техническими характеристиками, важными именно в данном виде спорта. По внешнему виду он похож на мотоцикл с педалями.

К основным характеристикам можно отнести:

  • Прочность. Фрирайд это огромные нагрузки не только для спортсмена, но и для его железного коня. Поэтому агрегат должен обладать прочностью даже выше, чем обычный маунтинбайк. С этой целью рама и все комплектующие выполняются из сплава алюминия.
  • Небольшой вес. От этого показателя зависит, насколько эффективно велосипед будет преодолевать подъемы и прыжки через обрывы. Понятно, что чем меньше масса, тем легче сделать все это. Оптимальным для байка считается вес до 15 кг.
  • Хорошие амортизационные свойства. Агрегаты для экстремальных спусков двухподвесные, имеют как передний, так и задний амортизаторы с большим ходом. Именно такая система позволяет гасить удары от приземлений, что важно не только для велосипеда, но и для спортсмена.
  • Эффективные тормоза. Их значение трудно переоценить, ведь гонщик должен иметь возможность остановиться в любую минуту. Иногда от этого может зависеть жизнь. Поэтому тормозная система здесь дисковая гидравлическая. Диски ставятся на оба колеса, а колодки изготавливаются из металла.
  • Широкопрофильные покрышки. Высокая проходимость еще одно важное свойство велосипеда для фрирайда, ведь маршрут может пролегать по любым поверхностям: грязь, камни, песок, трава. Поэтому необходимы шины с агрессивным протектором и широким профилем использования. Помимо этого, на каждое колесо устанавливается 2 или 3 обода.
Читайте также:  Техника выполнения французского жима в положениях стоя, лежа и сидя

Снаряжение

Фрирайд очень травмоопасен. К увечьям с наиболее печальными последствиями относятся удар головой, перелом шеи или позвоночника. Некоторые из них могут оказаться несовместимы с жизнью или привести к инвалидности. Поэтому спортсмены должны соблюдать технику и иметь полный комплект защитной экипировки.

Первым по важности является, разумеется, шлем типа фул-фейс, который полностью закрывает голову. Для защиты шеи надеваются специальные приспособления, уберегающие позвонки от сильного выгибания. На туловище гонщика под одеждой при помощи креплений фиксируется нательная защита. Ее первоочередная задача уберечь позвоночник.

Помимо перечисленного, не следует пренебрегать наколенниками, налокотниками и защитными перчатками. Эти аксессуары уберегают от возможных травм колени, локтевые суставы и ладони. Благодаря срезанным пальцам в перчатках хорошо чувствуется руль, но при этом не происходит натирания ладоней.

Некоторые гонщики надевают на лицо особые сетчатые маски. Они препятствуют попаданию в глаза и органы дыхания пыли, насекомых, камешков и грязи. Сетчатую маску можно заменить на специальные велосипедные очки.

В случае падения экипировку можно использовать снова. Исключение составляет шлем и защита шеи. Эти элементы, приняв удар на себя, должны быть заменены, ведь получив повреждения, они становятся не способны выполнить свою функцию еще раз.

Хотя риск и опасность велики, фрирайд остается одним из самых увлекательных видов велосипедного спорта. Ведь кто не рискует, тот не пьет вообще ничего. Знание правил и техники плюс надежный байк и защитное снаряжение снизят вероятность увечий и помогут преодолеть маршрут, сколько бы сюрпризов он не преподнес.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом