Тандем в велоспорте. Правила и соревнования. Особенности и техника

Тандем в велоспорте — разновидность трековой велогонки, в которой используется особый велосипед, рассчитанный на двух человек. Со стороны кажется, что ездить на таком агрегате очень просто, но на самом деле это далеко не так. Даже тем, кто прекрасно владеет одноместным велосипедом, необходимо освоить технику езды на двойке.

Содержание

Историческая справка

Тандем появился в 19 в. Существует легенда, что он был сконструирован одним человеком для своей жены, не владеющей навыками езды, но желающей покрутить педали вместе с ним. Так или иначе, но формально изобретателем первого двухколесного велосипеда считается датский инженер Микаэль Петерсен, поскольку именно он запатентовал свое детище в 1894 г. После этого двойки весом 25 футов стали выпускаться массово, потихоньку распространяясь по миру.

Двухколесные агрегаты использовались не только для активного отдыха они были незаменимы в том числе во время Второй мировой войны. А когда наконец-то на планете воцарился мир, на велосипед обратили внимание спортсмены. В 1971 г. в Англии начал свою работу первый тандем-клуб. Конструкция велосипеда была усовершенствована, и их производством стали заниматься две известные в то время компании: Lejeune and Gitane во Франции и Santana Cycles в Соединенных Штатах.

Как вид спорта тандемные гонки входили в Олимпийскую программу в 1908-1972 гг. С 1966 г. по 1994 г. по ним проводился Чемпионат мира. Соревнования на двойках хотя и отличаются зрелищностью, сегодня не пользуются особой популярностью. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • Высокая травмоопасность за счет большой скорости, развиваемой двумя спортсменами.
  • Строительство треков малой протяженности, на которых тандему сложно входить в повороты.
Читайте также:  Преимущества использования TRX-петель, примеры эффективных упражнений

Сейчас гонки на двухколесных агрегатах представлены на Паралимпиаде. В них участвуют люди с нарушениями зрения. Команда состоит из пилота, располагающегося впереди, и стокера спортсмена с ограниченными физическими возможностями позади. Такие состязания отличная возможность реализовать себя в спорте для тех, кто не может управлять велосипедом самостоятельно.

Тандем полезен слабовидящим людям не только в велогонках, но и в обычной жизни, поскольку выступает отличным средством передвижения и активного отдыха. Например, в Мексике с 2010 г. проводится акция под названием «Слепая тропа». По воскресеньям волонтеры от общественных организаций бесплатно проводят прогулки по городу на тандемах для слабовидящих людей. Волонтеры выступают пилотами, а стокером может стать любой желающий.

Тандем как спортивная дисциплина

Паралимпийские соревнования на двойках пользуются большой популярностью. Ежегодно в Играх принимают участие спортсмены из Испании, Англии, США, Австралии, Голландии, Польши, Украины и, конечно, России. В нашей стране тандем еще не слишком распространен, но активно развивается, особенно в Санкт-Петербурге, Калининграде и ряде областей: Костромской, Липецкой, Тамбовской, Рязанской, Нижегородской.

Помимо Паралимпиады по тандемному велоспорту проходят мировые и национальные чемпионаты. Гонки проводятся не только на треках, но и на шоссе. Имеются и чемпионы: команда из Калининграда в составе Владимира Дворянчикова и Павла Маткова. На их счету бронза в заезде на 25 км с раздельным стартом на 25 километров и золото в групповой гонке на 60 км.

Правила

Тандем в велоспорте проводится по правилам спринта. Гонщики на тандемах пользуются теми же тактическими приемами, что и участники спринтерских соревнований. Пилот и стокер рассматриваются как единое целое, то есть как один участник.

Для гонок на треке предусмотрены следующие дистанции в зависимости от его протяженности:

  • Менее 333,33 м 6 кругов.
  • 333,33 м – 5.
  • 333,33-450 – 4.
  • Свыше 450 м 3.

Если длина трекового полотна составляет 333,33 м и меньше, то количество участников в заезде ограничивается тремя.

Победу одерживает пара, пришедшая к финишу первой, проделав установленное количество кругов. Может предусматриваться предварительный (квалификационный) этап для отбора участников в финал. В квалификации спортсмены стартуют с хода и проезжают 1 круг по треку.

Читайте также:  Обзор основных видов грифов для штанги, сколько весит каждый из них

Особенности тандемного велосипеда

Двухместный агрегат достигает в длину 230 см и весит около 20 кг. У него одна рама и два колеса, а вот руль, сидение и педали предусмотрены для каждого из двух ездоков, сидящих один за другим.

Стокер использует руль только для опоры и поддержания баланса. В управлении тандемом он участия не принимает. Его роль заключается в педалировании: чем сильнее он крутит педали, тем больше скорость. Кроме того, он наблюдает за маневрами соперников и информирует своего товарища. Пилот же, наоборот, следит за дорогой, переключает скорости и осуществляет торможение. Поэтому большая часть опций приходится именно на переднюю часть велосипеда.

Цепь в двухместном велосипеде в 2 раза длиннее, чем в обычном, и достигает 3 м. Спиц в колесах тоже больше вплоть до 96 штук. Передняя его звезда оснащается 60 зубьями, а остальные 12.

Тандем может развивать очень большое ускорение. Этому способствуют усилия двух членов команды, а также то, что встречный ветер тормозит только пилота. Нередко велосипедисты-любители на двухместном велосипеде способны обогнать одиночного гонщика-профессионала на ровной трассе, а при движении под уклон за счет двойного веса ездоков тандемы превращаются в летящую пулю. Неудивительно, что они признаются самым быстрым двухколесным транспортным средством.

Двухместный велосипед обладает рядом преимуществ не только в спорте:

  • С его помощью можно покататься с теми, кто еще недостаточно овладел техникой управления байком, например, с детьми.
  • На нем удобно отправляться на прогулку или в поход, ведь общаться между собой будет намного приятнее.
  • Поездка вдвоем помогает тратить меньше сил, поскольку усилия делятся пополам между ездоками.
  • Если пилот устал, он может поменяться местами со стокером.
  • Тандем надежен и выдерживает очень большие нагрузки, поэтому можно не беспокоиться о весе пассажиров.
  • Утолщенные колеса с большим количеством спиц не нуждаются в частом накачивании.
  • Это эксклюзивное транспортное средство, с помощью которого можно выгодно выделяться в толпе.

Как научиться ездить

Несмотря на все вышеперечисленные преимущества двухместного велосипеда, ездить на нем не так уж и легко. Это командная работа, схожая с греблей на байдарке, поэтому пилот и стокер должны чувствовать друг друга и работать слаженно. Никакие конфликты недопустимы.

Читайте также:  Гидратор для рюкзака. Виды и применение. Как выбрать и особенности

Необходимо внимательно относиться к партнеру, в том числе к его физическому состоянию. Эффективность и качество езды неумолимо снижается, если один из членов команды переутомился, поэтому обязательно нужно делать перерывы и отдыхать.

Партнерам придется договариваться о тактике езды, поскольку ни у одного из них не получится делать так, как он считает нужным. И на обычной велопрогулке, и тем более на состязаниях, стратегия должна быть заранее оговорена.

И самое главное: не следует забывать о безопасности, особенно при езде по дорогам общего пользования. В противном случае можно получить травму или, что еще хуже, стать участником ДТП. Обязательным защитным аксессуаром является шлем. А если в поездке участвует ребенок, потребуется специальное детское кресло, устанавливаемое впереди пилота. На безопасных дорогах можно прикрепить к тандему детский прицеп.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом