Спидвей. Правила и особенности. Техника и соревнования

Спидвей, что в переводе с английского означает скоростная дорожка – разновидность гонок на мотоциклах по трассам со специальным покрытием. Это зрелищный и динамичный спорт, который существует уже более 50 лет.

Историческая справка

Родина спидвея и конкретная дата его возникновения не установлены, но некоторые факты подтверждают, что первые гонки проводились еще до Первой мировой войны.

В начале 20 в. в ЮАР проводились мото соревнования на коротких трассах, имеющих твердое и мягкое покрытие. В Соединенных Штатах пользовались популярностью гонки на треках с деревянным покрытием, однако в ходе одного из таких состязаний несколько участников упали прямо на зрителей. После этого гонки стали проходить на ипподромах и были названы dirt-track (грязная дорожка). С 1913 г. такие заезды стали организовываться в Канаде.

В 1928 г. в Англии состоялся турнир, участники которого соревновались на велосипедах без тормозов. А в 1929-м спидвей пришел в Европу в уже привычном нам виде и быстро завоевал популярность. В том же году состоялся турнир под названием Золотой шлем Чехословакии. Спустя год аналогичная гонка прошла в Польше, а затем — в Австрии и Германии.

Точкой отсчета истории спидвея в нашей стране считается 1958 г., когда на в Лужниках была организована первая гонка. Спидвей активно развивался в период существования СССР: во всесоюзных чемпионатах принимал участие не один десяток команд. На сегодняшний день во всероссийском первенстве выступает всего 5 команд-участниц.

Читайте также:  Бег. Виды и особенности. Правила и техника. Польза для здоровья

А вот в Европе гонки по спидвею остаются очень востребованными. С 1995 г. каждый год с марта по октябрь проходит Гран-При Спидвея. С 1961 г. российские гонщики также борются за звание чемпиона мира.

Особенности и правила спидвея

В гонке участвуют команды с 4 участниками на байках. Старт производится с одной позиции, а победу одерживает тот, кто первым приходит к финишу. Казалось бы, все просто, но на трассе гонщиков ожидает множество сюрпризов, и именно этим привлекает зрителей спидвей.

Трасса для соревнований именуется треком. Она овальная, имеет 2 прямых участка и 2 полукруга. Покрытием выступает гранитная, мраморная, доломитная крошка или же смесь этих материалов. Протяженность варьирует от 260 до 425 м, ширина прямых участков равна 10 м, а полукруглых 14 м. На одном из прямых участках сделана белая отметка, разделенная на 4 одинаковых отрезка. Это так называемые ворота, из которых стартуют участники. Направление движения против часовой стрелки. Спортсмены проделывают по трассе не более 4-х кругов. Трек хорошо просматривается со всех сторон, и болельщикам в любой момент видно, кто лидирует в данный момент.

Скорость, которую байкеры развивают на прямых участках, достигает 110 км/ч, но на поворотах она снижается. Тот, кто попадает на грязный участок, получает преимущество в скорости.

Правила гонкиРазработаны Международной федерацией мотоспорта и содержат следующие основные положения:

  • В команде 4 участника. Различают их по цвету шлема красный, синий, белый и желто-черный. Красный и синий шлемы надевают гонщики принимающей стороны.
  • Каждый байкер принимает участие в 5 заездах. Если команда выиграла 3 заезда, она одерживает победу в гонке. Команда с двумя очками получает 2-е место, а с одним, соответственно, 3-е.
  • Если по итогам соревнования образовалась ничья, то победа присуждается тому, кто занял 1-е место первым. Если ничья сохраняется, выявляют занявшего 2-е и 3-е место, и так до тех пор, пока не останется только победитель.

На старте гонщики располагаются каждый на своей позицию не менее, чем в 10 см от стартовой ленты, касаться которой запрещено. Участники стартуют по сигналу судьи, после которого поднимается стартовая лента. При несоблюдении указанных правил спортсмен наказывается. Техника старта очень важна, поскольку позволяет сразу получить преимущество. В процессе езды оба колеса мотоцикла должны оставаться в пределах дорожного полотна, в противном случае участник снимается с соревнований.

Читайте также:  Кому принадлежат мировые рекорды по подтягиванию на турнике, номинации

Мотоциклы

Регламентом соревнований установлены и требования к мотоциклам. Тормоза в них не предусмотрены, для старта используется сцепление. В качестве топлива применяется метанол. Он повышает мощность мотора и, соответственно, развиваемую скорость. Байки оснащаются карбюраторными моторами с одним цилиндром и объемом 500 куб. В обязательном порядке устанавливаются пылесборник и глушитель. Ручка должна иметь ширину 65-85 см. Вес железного коня без различных жидкостей составляет 77 кг.

Спидвей считается эффектным спортом еще и потому, что на треке часто происходят падения мотоциклистов. Причиной тому становятся высокие скорости и ограниченное пространство, а в дождь покрытие трассы становится скользким. Под крики болельщиков байкеры могут отправиться прямо в ограждение, на мотоцикле или без, описав в воздухе несколько кругов. Это хотя и зрелищно, но неизбежно сопряжено с получением спортсменами серьезных увечий. Поэтому в целях безопасности трек огораживается специальными надувными бортами, а на поворотах отбойниками.

Ледовый спидвей

Считается разновидностью дисциплины и имеет большое сходство с классическим. Для гонки используется стадион с длиной дорожки 265-425 м. В каждом заезде на старт также выходят 4 байкера. Тому, кто финишировал первым, присуждается 3 балла, вторым – 2, третьим – 1, а последнему баллы не начисляются. Тот, кто допустил падение с мотоцикла или допустил нарушение границ трека, дисквалифицируется. Каждый спортсмен в обязательном порядке проделывает по одному заезду с каждым из противников.

Мотоциклы для спидвея на льду так же не имеют тормозов. Скорость уменьшается посредством снижения оборотов двигателя, а также при помощи левой ноги гонщика, на которую надевается специальный мотобот. Но главная отличительная особенность такого байка огромные шипы на покрышках колес. Они имеют длину 28 мм и по количеству их больше на левой стороне покрышки. Это обеспечивает хорошее сцепление с дорогой, особенно на левых поворотах. Без таких шипов спидвей на льду попросту невозможен.

Рама гоночного байка плоская и расположена низко, что позволяет наклонять мотоцикл в поворотах. Двигатель, так же, как и в классическом спидвее, имеет объем 500 куб., а топливом выступает метанол. Вес железного коня составляет 125 кг.

Читайте также:  Автослалом. Правила и особенности. Основные фигуры и плюсы

Ледовый спидвей не отличается большими скоростями, но все же признается очень травмоопасным. Основную угрозу представляют шипы, которые, при соприкосновении с ними на скорости, способны нанести увечье. Чаще всего причинами травм становятся падения, заносы на поворотах и столкновения с противниками.

Еще одной причиной аварий становится само ледовое покрытие трассы. Оно быстро портится под воздействием шипов, становится изрытым и опасным. на таком треке сложнее контролировать байк, что учащает падения. Спортсмены обязательно надевают защитную экипировку, а вокруг трека устанавливаются мягкие тюки. Однако полностью от травм это не спасает, и гонки на льду часто сопровождаются ушибами и переломами.

Сегодня спидвей, как ледовый, так и классический, распространен на всем земном шаре. Для организации соревнований нет нужды оборудовать очень дорогие трассы, как, скажем, для Формулы-1, или же строить разнообразные препятствия, как в мотокроссе достаточно дорожки стадиона, которое покрывается специальными материалами. А по зрелищности этот вид спорта не уступает другим мотоциклетным дисциплинам.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом