Мотофристайл, считается наиболее эффектным на всем земном шаре. Многим он может показаться настоящим сумасшествием, но именно в этом безумии и заключается вся прелесть, принесшая мотофристайлу всемирное признание.
Как появился мотофристайл
Родиной дисциплины являются Соединенные Штаты 1980-х годов. Участники суперкросса, считавшегося в то время самым зрелищным видом мотоциклетных состязаний, с целью ошеломить зрителей стали совершать высокие и затяжные прыжки на финише. Поначалу их никто не воспринимал всерьез, но со временем, когда помимо простых прыжков райдеры стали придумывать различные трюки, стало понятно, что у нового направления есть большое будущее. Понимая это, многие спортсмены стали уделять все свое внимание на изучение существующих акробатических комбинаций и изобретении новых. Для тренировки они строили рампы трамплины, с помощью которых можно было совершать прыжки на разную высоту.
Вскоре стали проходить и первые состязания, которые пользовались большим успехом у публики. В 1998 г. сформировалась Международная Ассоциация Фристайла Мотокросса. Эта организация занималась пропагандой новой дисциплины, проведение соревнований и способствовала получению FMX официального статуса. Благодаря ее усилиям в 1999 г. мотофристайл в обязательном порядке включался в состав различных мотоциклетных состязаний международного уровня, например, X-Games, Gravity Games, LG Action Sports. Однако официальным спортом FMX был признан лишь в 2005 г., а в 2006 впервые состоялся мировой турнир.
Соревнования в мотофристайле
В настоящее время фристайл-мотокросс представлен как самостоятельная дисциплина, а также входит в состав других экстремальных состязаний. Мотофристайл подразумевает выполнение райдерами разнообразных трюков в воздухе во время прыжка на мотоцикле с трамплина. Оцениваются здесь, в первую очередь, сложность трюка и техника его выполнения.
Основные соревнования в мотофристайле:
- Классический фристайл-мотокросс. Райдер за установленный временной интервал (обычно он составляет 2 мин.) показывает серию произвольных трюков. Главная задача сделать их максимально возможное количество (10-15).
- Лучший трюк. Название говорит само за себя побеждает тот, кто продемонстрирует самый лучший пируэт. На это каждому участнику дается 2 попытки, из которых засчитывается наиболее удачная. Чем новее трюк, тем лучше. Если же он и вовсе исполняется впервые, то вероятность победы возрастает в кратное число раз.
- Прыжки в высоту через планку высотой более 30 футов. В этом состязании участники также имеют 2 подхода к выполнению упражнения. Победа достается тому, кто прыгнет на максимальную высоту.
- Лучший трюк «Whip». Эта дисциплина подразумевает демонстрацию каждым участником одного и того же трюка под названием «Whip» расположение байка как можно более горизонтально в воздухе. Наилучшая техника исполнения определяет победителя.
- Скорость и стиль. Одновременный мотофристайл двух райдеров на дистанции для кросса. Во время движения оба выполняют акробатические трюки, при этом стремясь обогнать соперника и прийти к финишу раньше. Оценивается и время преодоления дистанции, число элементов и техника их выполнения. Кто показал лучший результат по совокупности этих факторов, тот и выиграл состязание.
- Фри-райдинг. Это заезды по горному ландшафту вне каких-либо оборудованных трасс. Считается одним из самых экстремальных соревнований, где райдер противостоит природе.
Мотоцикл для мотофристайла
Безусловно, главное в мотофристайле отточенная техника выполнения акробатических элементов. Но не только профессионализм является условием для победы многое зависит и от железного коня.
Производством мотоциклов для данной дисциплины занимаются такие известные компании, как Red Bull, Honda и т.д. Средняя цена байка составляет приблизительно 5 тыс. $. Затем машину тюнингуют, что также требует затрат. В принципе, достаточно убрать наполнитель из сиденья и закрепить руль специальным зажимом, дабы не болтался при прыжке. Но в зависимости от финансовых возможностей можно изменить свой байк до неузнаваемости. Главное, чтобы его вес не препятствовал выполнению акробатических элементов. Оптимальным считается вес 90-95 кг.
Мотофристайл не требует от техники особых скоростных показателей, поэтому двигателя достаточно серийного, без каких-либо усовершенствований. Изменения обычно касаются выхлопной системы и настройки карбюратора. Подвеску тоже желательно сделать максимально жесткой, чтобы ее хватило на преодоление трамплина высотой не менее 25 м. В целом, каждый спортсмен настраивает свою машину согласно своим предпочтениям, стилю езды и с учетом собственного веса.
Трюки
Это самая важная составляющая мотофристайла. Их существует огромное количество не меньше, чем самих райдеров.
Можно выделить основные, которые видоизменяются и выстраиваются в различные комбинации:
- Backflip, или сальто назад базовый элемент, которым обязательно должен владеть профессионал.
- Cordova. Спортсмен держится за руль одновременно руками и ногами, выгибая при этом спину. Может исполняться вместе с предыдущим элементом.
- Hart Attack. Байкер держится одной рукой за руль, а другой – за сиденье, вытягиваясь при этом вверх ногами.
- Cliffhanger. Спортсмен держит руль ногами и устремляется вверх с поднятыми руками.
- Can can. Название говорит само за себя трюк напоминает одноименный танец, только в воздухе. Ноги при этом перекидываются через сиденье на одну сторону байка.
- Body Varial вращение над байком на 360 градусов. Это сложнейший элемент мотофристайла, где спортсмену важно сделать верный расчет и вовремя ухватиться за мотоцикл.
- Indian Air. Также считается базовым элементом. Райдер опирается на руль и сиденье и словно шагает в воздухе.
- Oxecutioner. Спортсмен изгибается, ухватившись одной рукой за сиденье байка, а другой – за нижние конечности.
- Heel Clicker. Байкер выносит ноги вперед и стучит подошвами друг о друга.
- Rock Solid полет без рук около мотоцикла.
- Ruler. Пожалуй, самый трудный элемент. Спортсмен держится за свой мотоцикл и висит в воздухе.
- Stripper. Байкер цепляется за руль руками и одной ногой, а вторую ногу поднимает над собой, прогибая спину.
Почти каждый райдер приносит в мотофристайл что-то новое, изобретая собственные трюки, видоизменяя существующие и даже выполняя несколько сразу.
Интересные факты
- Первым акробатическим трюком, выполненным на мотоцикле стал nac-nac. Он был позаимствован из BMX и сделал это Jeremy McGrath, известный в мотокроссе в 1990-х гг. Он одержал наибольшее количество побед в истории мотофристайла.
- Трюки редко выполняются в своей простой, базовой форме. Буквально у каждого имеется около 15 разных способов выполнения, изменений и модификаций.
- Расстояние, на которое райдеры выполняют прыжок, варьирует в диапазоне 3-50 м. Все зависит от конфигурации рампы.
- Одежда спортсменов в мотофристайле должна быть по максимуму легкой и ни в коем случае не стеснять движений. Для этого вместо брюк для мотокросса райдеры надевают шорты, а ноги защищают специальными наколенниками. Поэтому от вероятных травм и увечий их бережет удача и профессионализм выполнения трюков, в том числе умение правильно падать.
- Как говорят опытные фристайлеры, чтобы достичь мастерства, необходимо тренировать гибкость, координацию и обязательно дружить с головой. Обязательными занятиями выступают прыжки с трамплинов, батут. А для наиболее трудных и опасных элементов предусмотрена яма, наполненная поролоном.
Мотофристайл еще очень молод, но уже популярен по всему миру, как и все необузданное, дикое, поражающее воображение. На мировой арене выступают сотни райдеров, среди них есть и отечественные спортсмены, демонстрирующие весьма неплохие результаты.