Судомодельный спорт. Модели и соревнования. Особенности

Судомодельный спорт объединяет людей разных возрастов по всему земному шару. У детей судомоделирование формирует усидчивость и аккуратность, у взрослых становится серьезным хобби или даже профессиональной деятельностью. И тех, и других объединяет любовь к кораблям, красоту которых они стремятся передать в маленьких копиях. Созданию модели судна, как военного, так и гражданского, предшествует изучение его истории, что в значительной степени расширяет кругозор.

Историческая справка

Модели суден изготавливались еще в древние времена. Правда, они использовались при проведении ритуалов и не имели никакого отношения к судомоделированию в его современном представлении.

Первая модель корабля с описанием была изготовлена в Англии в 1634 г. Ее автором стал мастер корабельных дел Фениас Петт. Впоследствии на основе этой модели был построен известный Роял Северин.

В 17 в. построение модели стало обязательным для любого существовавшего корабля. Они выполнялись с большой точностью, демонстрируя каждый элемент судна. Эти модели коллекционировали английские лорды, а в настоящее время хранятся в большом количестве в музеях Великобритании.

Судомоделированием увлекался Петр I. Он даже имел свою коллекцию моделей кораблей: некоторые ему подарил король Англии, другие император приобрел сам, а несколько даже изготовил собственноручно, по своим же чертежам.

Судомодельный спорт в современном представлении получил свое начало с книги, в которой была описана модель шлюпа Сван с пошаговым построением. Автором ее стал David Antscherl. Эта книга до сих пор является настольной для многих моделистов, работающих в шпангоутном стиле. Шпангоутные модели считаются более интересными и трудоемкими. На изготовление одной может потребоваться от 5 до 10 лет.

Современный судомодельный спорт

Сегодня все изготавливаемые модели подразделяются на 2 большие группы:

  1. Военные корабли.
  2. Гражданские суда.

И в тех, и в других можно устанавливать разные моторы: инерционные, механические, электрические. Могут присутствовать и паруса. Материалом изготовления служат дерево, жесть, пенопласт. Некоторые спортсмены собирают модели из картона.

В настоящее время в Интернете представлен большой объем информации по моделированию, имеются готовые чертежи, работают интернет-магазины, где можно заказать сборные модели и все необходимые детали для электромеханической части ходового корабля (передатчики, приемники, аккумуляторы). В помощь судомоделистам выходит и периодическая литература.

Читайте также:  Виброплатформа. Применение и как выбрать. Особенности

На качественную сборку может потребоваться несколько месяцев. Судомодельный спорт требует напряженного и кропотливого труда, однако приносит максимум удовлетворения. Особенно приятно сознавать, управляя его уменьшенной копией, что где-то по морю шествует такой же корабль, только настоящий.

Немалое значение для спортсменов имеет участие в состязаниях, где происходит обмен опытом, разыгрываются титулы и призовые места. Турниры проводятся на региональном и международном уровнях.

Виды состязанийСудомодельный спорт предусматривает две программы соревнований:

  1. Стендовые демонстрация моделей, в процессе которых производится оценка качества изготовления, эстетичности, соответствия чертежам, по которым была выполнена сборка.
  2. Ходовые оценка управляемости и маневренности моделей, как надводных, так и подводных.

Стендовые испытания

В этой программе спортсмену необходимо представить на суд комиссии паспорт модели и другую документацию, которой он руководствовался в процессе построения, в том числе:

  • Чертежи конструкторских бюро и заводов-изготовителей. При этом вносить в них какие-либо изменения моделисту запрещается.
  • Чертежи, опубликованные в официальных периодических изда­ниях, либо выпущенные производителями (организациями и физическими лицами) специально для судомоделизма.
  • Собственноручно выполненные чертежи вместе с источниками, взятыми за основу.
  • Фотоизображения корабля-оригинала, представленные в виде альбома.
  • Инструкция по сборке (для пластиковых или картонных изделий).

Оценку модели производит комиссия по следующим критериям:

  1. Исполнение качество модели, всех ее деталей и покраски, соответствие оригиналу.
  2. Впечатление эстетичность изделия и впечатление, которое он производит на зрителя.
  3. Объем работы время, затраченное на строительство модели, сложность и трудоемкость с учетом масштаба и количества деталей.
  4. Соответствие документации проверка масштабных деталей, их завершенности согласно данным, указанным в проектной документации, а также правильности окраски (выбор цвета и схемы). При этом во внимание принимаются только те документы, которые были предоставлены участником соревнований. Если у членов комиссии имеется иная документация, она не принимается во внимание.

В стендовом испытании обязательно должен присутствовать сам спортсмен либо его представитель. Члены комиссии могут задавать ему вопросы, касающиеся модели, ее характеристик и проектных данных. После осмотра и обсуждения комиссия проводит обсуждение и присуждает участнику баллы по каждому из вышеперечисленных критериев. Право окончательного решения принадлежит руководителю комиссии.

Читайте также:  Чертежи самодельного снегохода, этапы изготовления и нюансы сборки

Ходовые соревнования

Представляют собой демонстрацию ходовых качеств модели в движении. При этом спортсмен управляет своим кораблем со стартового мостика.

Каждому участнику предоставляется 3 попытки. Время на выполнение каждого подхода устанавливается судейской коллегией до начала состязаний. Старт фиксируется с того момента, как модель пересекла стартовую линию. По истечении отведенного времени подход завершается, и участнику начисляются баллы за каждый выполненный элемент. Спортсмен на мостике ежеминутно получает информацию о том, сколько времени у него осталось. По окончании подхода он возвращает модель к стартовому мостику и забирает ее из воды.

Каждая попытка в ходовых состязаниях включает в себя прохождение нескольких ворот и постановку в док в пределах мерного прямоугольника.

На взятие каждых ворот предоставляется только одна попытка повторная атака ворот не разрешается и приравнивается к непрохождению. Ворота признаются пройденными, если модель целиком пересечет створ ворот в установленном порядке и предусмотренном направлении.

После прохождения последних ворот демонстрируется выполнение маневра по постановке в док. Док имеет прямоугольную форму прямоугольника и по обеим сторонам покрыт специальным материалом, препятствующим порче и повреждению модели.

Участник соревнований вправе сам выбрать направление входа в док справа или слева. На выполнение маневра предоставляется только одна попытка. Когда модель полностью остановилась, спортсмен подает команду Стоп и поднимает вверх руку. При этом он не прекращает использовать передатчик. Судья фиксирует при помощи секундомера время, в течение которого модель остается неподвижной. Оно не должно быть меньше 3-х сек. и включается в общее время, отведенное на выполнение подхода. Таким образом, при выполнении команды Стоп судно должно быть абсолютно неподвижным.

Финиш фиксируется в момент окончания докового маневра и полного прекра­щении работы с моделью на воде. После этого участник возвращает судно к мостику и забирает его из воды.

Организация безопасности на соревнованиях

Поскольку судомодельный спорт подразумевает проведение состязаний у водоемов, предусматриваются и определенные правила безопасности для участников.

Все спортсмены проходят инструктаж, который обязуются в строгости соблюдать, а именно:

  • Входить в воду только при запуске модели.
  • Завершив попытку, забирать модель из воды только с помощью лодки.
  • Ни в коем случае не нырять за своим судном.
Читайте также:  test

Спортсмены, допустившие нарушение правил, дисквалифицируются. Наряду с этим на них может налагаться штраф.

Обязанности по созданию безопасных условий для болельщиков и участников возлагаются на организаторов турнира. Прежде всего, они огораживают стартовый мостик штакетником или сеткой. Кроме этого, обеспечивают постоянное присутствие на берегу лодок и водолазов, а также машины скорой помощи. Эти требования призваны сохранить жизнь и здоровье всех присутствующих.

Судомодельный спорт год за годом продолжает свое развитие. Происходит накопление опыта, совершенствование навыков моделистов и оттачивание мастерства на состязаниях. Судомоделирование особенно рекомендовано детям, его пользу для юных спортсменов трудно переоценить. Помимо того, что ребенок приобретает новые знания и умения, он становится усидчивее, целеустремленнее, учится логически мыслить, развивается творчески. Однако и взрослые находят в моделировании кораблей много преимуществ и по-настоящему привязываются к этому занятию. Поэтому судомодельные состязания всегда проходят с большим азартом как со стороны участников, так и со стороны болельщиков.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом