Автокросс. Соревнования и особенности. Классы авто и трасса

Автокросс пользуется большой популярностью как у болельщиков, так и у самих спортсменов. Гонщики получают возможность продемонстрировать свои умения, не затрачивая слишком много финансовых средств на подготовку автомобиля. А болельщики могут по полной удовлетворить жажду зрелищ, поскольку машины, участвующие в заездах, самые разнообразные, и это увеличивает напряженность борьбы.

Историческая справка

Автокросс зародился в Англии в 1940-х гг. С 1976 г. стали организовываться чемпионаты Европы по данному виду автоспорта. Они проходили в несколько этапов в разных государствах: Чехии, Германии, Франции, Италии и др.

Получили признание автосоревнования данного вида и в СССР. Первый всесоюзный чемпионат имел место в 1977 г. в Прибалтике. Участие в нем принимали багги специализированные маленькие автомобили. Легковые автомашины стали участниками гонок с 1980-х гг., когда было налажено производство отечественных Жигулей.

К началу распада Союза автокросс распространился по всей территории страны. Состязания проходили повсеместно, для этого использовались автодромы. Оборудовались и специальные трассы, например, в г. Дмитров, где в 1988 г. прошел один из этапов европейского Чемпионата. Спустя 10 лет принимающей стороной этапа чемпионата стала Казань.

Когда СССР прекратил свое существование, интерес к автокроссу снизился. Однако и сегодня проводятся соревнования в разных уголках страны. Так, в 2015 г. в Тольятти прошел гонки, посвященный Дню машиностроителя. Отечественные гонщики принимают участие в международных чемпионатах и занимают призовые места.

Современный автокросс

Является профессиональным и проходит на кольцевых трассах с грунтовым покрытием. Участие в них принимают спортивные авто, прошедшие необходимую подготовку и отвечающие всем установленным требованиям, в том числе по безопасности. Это легковые машины, грузовики и багги различных классов.

Читайте также:  Критерии выбора солнцезащитных очков, как определить нужный размер

Автокросс пользуется особенной популярностью в странах СНГ, где ежегодно проводятся соревновательные заезды. Преимущества такой гонки, особенно привлекающие зрителей, заключаются в следующем:

  • Вся трасса хорошо просматривается.
  • В гонке участвует сразу порядка 10 автомобилей, задача каждого прийти к финишу первым.
  • В ходе заезда происходит контактная борьба (автомобили касаются друг друга), что повышает зрелищность гонки.
  • Дистанция может содержать ямы, трамплины, подъемы и спуски, что делает автокросс еще более эффектным.

Трасса для автокросса

Оборудуется на пересеченной местности, имеет протяженность 1-2 км и ширину 10-25 м. Представляет собой замкнутую кривую произвольной конфигурации, по которой участникам необходимо проделать заданное количество кругов. Поверхность трассы очищается от камней и обрабатывается специальным пылесвязующим составом. Также необходимо своевременно поливать ее водой.

Трасса обозначается по обеим сторонам, а на особо опасных участках (там, где находятся болельщики или есть риск вылета автомобиля за пределы дорожного полотна) огораживается земляным валом или отбойником высотой не менее 1 м для легковых авто и не менее 1,5 м для грузовых. Зрителям, механикам и водителям, не участвующим в гонке, строго запрещено находиться на валу либо на отбойнике во время заездов.

Зону старта располагают за пределами трассы, чтобы выход на старт очередных участников не препятствовал движению уже соревнующихся автомобилей. Линия финиша должна находиться на прямом участке, чтобы окончивший гонку участник мог безопасно съехать с трассы.

Правила соревнований

Регламент гонки достаточно строг, что способствует предупреждению аварийных ситуаций. Хотя автокросс допускает к участию автомобили с разными техническими характеристиками, в рамках одного заезда соревнуются только аналогичные авто, принадлежащие к одному дивизиону (классу).

В зоне старта участники располагаются в шахматном порядке. Обычно в 1-м ряду выстраиваются 3 машины, во 2-м две, в 3-м снова 3 и т.д. Второй заезд стартует за первым через 2 сек., третий — через 25 сек. Группы участников формируют организаторы состязаний.

Стартовав, противники проезжают первые 30 м трассы только по прямой. Это исключает возможность контактной борьбы на старте и умышленного перекрытия траектории. Тот, кто нарушает это правило, снимается с состязаний. Дисквалификацию влечет также умышленное создание аварийной ситуации, а также кроссинг заведомое перекрытие траектории сопернику, идущему на обгон. Налагаются и штрафы: 5 очков за выход за границы трассы, 10 очков — за фальстарт.

Читайте также:  Муай-тай (Тайский бокс). Правила и традиции. Ринг и экипировка

Преодолев стартовый участок, гонщики выезжают на основную трассу. На этом этапе и выявляется лидер тот, кто проделает установленное количество кругов, не нарушая при этом правил, и финиширует первым. Каждому участнику предоставляется 2 попытки прохождения, в зачет идет лучшая из них.

Дивизионы автомобилейАвтокросс подразделяет автомобили на 5 основных дивизионов (классов):

  • Лада-Стандарт. Дивизион сформировался относительно недавно с целью уменьшения затрат на подготовку авто. Здесь разрешены минимальные усовершенствования, большая часть узлов и деталей остаются нетронутыми. Двигатель автомобиля этого класса должен иметь объем 1500 куб.см., а усиление подвески возможно только за счет увеличения ее веса. Поначалу правилами были разрешены только серийные покрышки на колесах, однако вскоре стало понятно, что на грунтовом покрытии трассы они делают машину неуправляемой. Поэтому были разрешены специальные, спортивные.

  • Дивизион 1. Класс автомобилей с большим количеством требований, которые, тем не менее, довольно либеральны. Так, обязателен одноосевой привод, объем двигателя до 1600 куб.см., а вот модификации КПП, кузова и подвески могут быть весьма значительны. В моторе автомобиля можно менять все, что угодно: поршни, шатуны, систему смазки с целью повышения его максимальной мощности. В КПП меняются муфты, что позволяет переключать передачи быстрее, просто толкая рычаг вперед или назад. Амортизаторы подвески оснащаются компенсационными камерами, а все резиновые запчасти меняются на металлические шарниры в виде сфер. Все это повышает реакцию автомобиля.

  • Дивизион 1А. Включает в себя транспортные средства с полным приводом и мотором до 2000 куб.см., в котором разрешены различные модификации с целью повышения мощности. Основное условие у прототипа должен быть серийный аналог.

  • Дивизион 3. Здесь принимают участие багги, которые, в свою очередь, группируются по объему двигателя. Так, в Дивизион 3 входят авто с объёмом до 4000 куб.см., а в Дивизион 3А с 1600 куб.см. Внешне багги выглядят довольно примитивно. Но в действительности конструкция багги технически намного сложнее остальных машин. Мотор у них устанавливается в задней части (в базе машины либо за задней осью). Привод у багги полный, межосевой дифференциал отсутствует. Поэтому если один из приводов вдруг обрывается, машина остается на ходу и способна быстро передвигаться. Водительское сиденье смещено к центру авто. Это повышает безопасность и улучшает распределение веса по осям. По бокам кабина защищена понтонами, а сверху мощными каркасными трубами. Водитель пристегивается четырех точечными ремнями безопасности. При необходимости их можно отстегнуть одним нажатием кнопки. Приборов в машине мало — это тахометр, датчики температуры и давления масла. Все остальные сигналы подаются специальными лампочками. Подвеске багги уделяется особое внимание. Конструкторы стремятся сделать ее достаточно жесткой и при этом комфортной. Поэтому у большинства машин она представляет собой сварные рычаги в форме треугольников и амортизаторов с вынесенными компенсационными камерами. Все это позволяет автомобилю безопасно приземляться при прыжках и настраиваться на различные типы дорог: скользкие, с ямами, трамплинами и пр.
Читайте также:  Цигун. Основные стили и техника дыхания. Плюсы и особенности

  • Мини-багги. Предназначены для юниоров детей с 4-х лет. Они имеют вес до 100 кг, оснащены двигателем объемом до 200 куб.см., подвеской, рулевым управлением, тормозной системой. Сцепление у них центробежное, а КПП стандартная или клиноременная.

Автокросс порой именуют Формулой-1 грунтовых дорог. И это небезосновательно: скорости и борьба, которые имеют место на трассе, аналогичны тем, что присутствуют на всемирно известной гонке. Особую зрелищность при этом добавляет специфика движения по грунтовому покрытию. Все это позволяет соревнованиям собирать огромное количество болельщиков.

Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом