Кросс кантри. Трассы и снаряжение. Для начинающих и особенности

Кросс кантри в переводе с английского означает пересеченная местность. Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать cross-country и прогулку на велосипеде по лесному массиву. Трассы для состязаний оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуется особый велосипед, обладающий необходимыми характеристиками. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции.

Трассы для кросс кантри

Этот спорт относится к разряду экстремальных, и кольцевые трассы для него оборудуются с учетом определенных требований, утвержденных на международном уровне. Они могут быть природными и искусственно созданными, но любая дистанция для кросс кантри должна соответствовать следующим условиям:

  • Содержать лесные и грунтовые дороги, поля, участки с грунтовым покрытием и гравием, многочисленные спуски-подъемы, асфальтированные шоссе (не более 15% общей протяженности маршрута).
  • Обладать хорошей проходимостью вне зависимости от погоды, иметь возможность объезда при разрушении одного из участков.
  • Иметь узкие и широкие участки, сменяющие друг друга, а также оборудованные переходы для зрителей.
  • Разметка должна быть качественной, указывать зоны старта, финиша, направление движения и особенно опасные участки пути.
  • На трассе обязательно размещаются пункты питания и техпомощи, работает машина медпомощи, устанавливаются указатели и защитные приспособления на наиболее опасных отрезках.
  • На всем ее протяжении должны стоять маршалы со свистками.

Типы гонокСостязания подразделяются на три вида в зависимости от используемой трассы.

  1. Классическая гонка. Подразумевает преодоление 3-6 кругов по трассе протяженностью 5-9 км. Время заезда в этом случае составляет не более 2 ч.
  2. Шор-трек 6-9 кругов на короткой дистанции. Сюда же относится и гонка на выбывание, которая может длиться буквально несколько минут.
  3. Марафон заезд на большие дистанции, длящийся 2-8 ч.

Преодолеть трассу под силу практически каждому велосипедисту, имеющему достаточный уровень спортивной подготовки. Однако победу в состязании могут обеспечить только выносливость и систематические тренировки. Однако не следует забывать и про железного коня от него немало зависит в жесткой борьбе, где счет ведется буквально на секунды.

Читайте также:  Тренажер Смита. Конструкция и упражнения. Плюсы и минусы

Отличия от горного велосипеда

Велосипед кросс кантри относится к разновидности горного. Однако он имеет существенные отличия, обеспечивающие ему легкость, динамичность, хорошую проходимость и высокие скоростные показатели на сложных трассах с агрессивным стилем езды.

Классические горные байки предназначены только для езды по бездорожью и подъему вверх по склонам, поэтому они зачастую тяжелые, мало маневренные и не способны развивать большие скорости. Агрегат для кросс кантри сделан специально для скоростной езды по неровной поверхности, для преодоления препятствий, прыжков и т.п. Поэтому посадка у него ниже, чем у горного байка. Однако на таком велосипеде весьма проблемно подняться в гору.

Типов таких велосипедов немало, но основных можно выделить три:

  1. Даунхилл агрегат для скоростного спуска с горных склонов. Они оснащаются тормозами большой эффективности, что позволяет им быстро остановиться перед препятствием.
  2. Фрирайд применяется как для спуска, так и для подъема.
  3. Ол-маунтин предназначен для передвижения вне дорог.

Поскольку кросс кантри относятся к семейству горных байков, они обладают всеми их преимуществами. Все плюсы, имеющиеся у горных велосипедов, есть и у них. Однако первые считаются более безопасными, хотя на практике это качество зависит от конкретного агрегата.

Как выбрать байк

Трассы для состязаний очень сложны и специфичны, поэтому к выбору велосипеда следует подходить грамотно. Правильно подобрать железного коня помогут некоторые рекомендации:

  • Для преодоления трудных участков маршрута лучше подойдет велосипед с легкой, но прочной рамой, например, алюминиевой или карбоновой. Тяжелые конструкции для данной дисциплины не подходят.
  • Следует оценивать форму и конструкцию рамы она должна обеспечивать правильное расположение ездока в седле и равномерное распределение веса тела на руки и ноги.
  • Двигаться быстрее и сократить время прохождения трассы помогут одна или две подвески – при втором варианте байк больше весит, однако становится более проходимым и не теряет при этом скоростных характеристик.
  • Колеса с легкими ободами и покрышки средней ширины с хорошим протектором обеспечат лучшую сцепку с поверхностью, в том числе при плохой погоде. Слишком узкие или широкие покрышки усложнят прохождение трассы, особенно на участках грязи или песка. Важен также и размер колес: чем он больше, тем выше проходимость. Поэтому оптимальный размер для колеса кросс кантри 29 дюймов.
  • Особое внимание следует уделить рулю, амортизированной вилке и прочей оснастке их надежность не должна вызывать сомнений. Передняя вилка обычно комбинированная (воздушно-масляная), имеет хорошую сопротивляемость и возможность блокировки. Ее короткий ход обуславливает хорошую скорость, а длинный обеспечивает высокую проходимость на бездорожье.
  • Трансмиссия должна иметь большой скоростной диапазон это обеспечит преодоление трассы за малое время. А большое число скоростей поможет взять участки с подъемами.
  • Желательно наличие контактных педалей оно облегчает выполнение вращательных движений и помогает сэкономит время.
  • Показатель качества байка для кросс кантри это его цена: действительно хороший велосипед для данной дисциплины не может дешево стоить.
Читайте также:  Мотоэкипировка. Виды и элементы. Ошибки выбора и особенности

Снаряжение велосипедиста

В дисциплине кросс кантри скорость главный показатель, поэтому снаряжение не должно утяжелять и снижать показатели аэродинамики гонщика.

На трассе спортсмену необходимы:

  • Легкий шлем с отверстиями для вентиляции.
  • Очки.
  • Обтягивающая велосипедная футболка и шорты.
  • Велоперчатки.
  • Рюкзак.
  • Обувь с шипами для контактных педалей.

Для прохладной погоды предусмотрены тер­мо­бель­е, ве­лосипедная куртка и брюки.

Пять ошибок начинающих гонщиков

Многие из тех, кто решил сделать первые шаги в велоспорте, выбирают кросс кантри. Ведь если мой друг так может, то и я могу. И зачастую делают множество ошибок из-за недостатка информации или переоценки собственных возможностей.

Вот основные заблуждения новичков:

  • «Все зависит от велосипеда». Абсолютно неверное мнение. Масса, материал изготовления и оснащение байка важны, но едет он не сам им управляет гонщик. Поэтому решающую роль играют навыки и физическая подготовка спортсмена. История знает примеры, когда человек на примитивном агрегате добивался блестящих побед.
  • «Технику даунхилла и велотриала осваивать не обязательно». Не следует забывать, что в кросс кантри принципиальное значение имеет техника управления байком. А на трассе обязательно попадутся трамплины, затяжные и сложные подъемы и другие многочисленные преграды. Поэтому владение навыками из смежных дисциплин станет гарантией получения хороших результатов в гонке.
  • «Другие могут, смогу и я». Свои возможности лучше не преувеличивать, чтобы не потерять сознание прямо на маршруте. А такие случаи нередки. Лучше начинать с малого и простого, регулярно тренироваться и нарабатывать навыки и опыт. А почувствовав на дистанции упадок сил, лучше не превозмогаться.
  • «Еда и вода на состязаниях ни к чему». Тем, кто так думает, следует еще раз прочитать пункт о потере сознания на трассе. Конечно, во время гонки кушать не стоит да и не получится, а вот перед ней как следует подкрепиться обязательно надо. Да и после заезда необходимо перекусить и желательно пищей с высоким содержанием углеводов. Про воду не стоит и говорить потерю жидкости в организме нужно восполнять. В жаркую погоду это может даже жизнь спасти.
  • «Экипировка не важна». Как раз-таки наоборот. Одеться не по погоде значит, получить тепловой удар или обморожение конечностей. Лучше приобрести специальную велосипедную одежду она изготовлена из особой ткани, быстро сохнет, а ездить в ней немного удобнее, чем в свитере. То же касается и снаряжения. Жарким солнечным днем черный шлем без вентиляции сыграет плохую службу. Перед тем, как покупать тот или иной аксессуар, лучше посоветоваться со своим тренером.
Читайте также:  Утяжелители. Виды и устройство. Применение и как выбрать
Оцените статью
Сайт о здоровом и спортивном образе жизни и все что может помочь заниматься спортом